Как привлечь гостей в кулинарную студию. Как открыть собственную кулинарную студию: первые шаги. Анализ целевой аудитории для бизнес плана кулинарии

Прежде чем увлечься кулинарией, россиянин Александр Бланк и итальянец Джулио Д’Эрме успели поработать менеджерами в крупных международных компаниях. Мысли о создании кулинарной студии появились, когда они выбирали место для отдыха со своими друзьями. Попытка оказалась удачной: на услугу был большой спрос. Тогда приятели продали компанию и открыли школу побольше. В Culinaryon нет длительных курсов: ставка сделана на мастер-классы, способные развлечь компанию клерков после работы. Вложив в студию деньги от продажи домов, партнёры не прогадали: уже через полгода им пришлось арендовать дополнительные площади. В прошлом году оборот компании достиг 160 миллионов рублей. Предприниматели говорят, что их школа занимает 60 % рынка кулинарных курсов и является крупнейшей в Европе. Сейчас в их планах - открыть студию в Сингапуре, в Лондоне и Нью-Йорке. The Village узнал, как им это удалось.

Из офиса на кухню

Александр Бланк: С Джулио мы познакомились лет 15 назад, когда он был директором по маркетингу Indesit Company в Испании. Я занимался управленческим консалтингом, наша компания их консультировала.

Джулио Д’Эрме: После мы стали работать вместе: Александр пришёл в Indesit директором по продажам. Так мы проработали четыре года. В целом у каждого из нас есть большой опыт работы на руководящих позициях. Александр специализировался на финансах (Value Partners, UBS, Finaport), а я - на маркетинге (Philip Morris, Nike, Rosinter Restaurants, Triumph International).

Александр: Идея открыть кулинарную школу нам пришла в 2006 году. Родилась она из того, что мы искали такое место, где можно весело провести время с друзьями. Но наш климат не позволяет круглый год гулять в парке и проводить время на свежем воздухе. Поэтому отдых так или иначе связан с едой. Но просто сидеть в ресторане нам не хотелось. Кулинарная школа показалась нам как раз тем самым форматом досуга. К тому же среди наших приятелей было много шеф-поваров. Не только из России, но из Австралии, США, Италии и Франции.

Джулио: Так, в 2006 году мы параллельно с основной работой запустили итальянскую кулинарную школу Accademia del Gusto. Это было маленькое помещение размером в 150 квадратных метров, в котором приглашённые шеф-повара проводили мастер-классы. Бизнес постепенно стал расти: сначала было 70 мероприятий в год, потом 250. Но всё равно это было не то, чего бы нам хотелось: мы мечтали о большой студии, которая не будет ограничена одной кухней. И в 2012 году мы вышли из бизнеса, чтобы начать новый.

Джулио Д’Эрме

Александр: Но Accademia del Gusto стала для нас хорошей школой. Вначале мы даже ингредиенты закупали сами. Хорошо помню, как мы после работы поехали в Metro за продуктами. Было поздно, и супермаркет пустовал. С Джулио мы разделили список покупок и договорились встретиться через полчаса в отделе овощей и фруктов. Остался последний ингредиент, который нужно было купить. В списке он был записан на итальянском - porro. Ни я, ни Джулио не знали, что это. У меня был старенький HTC, через который я пытался выйти в интернет и узнать перевод этого слова. Но интернет не ловил, как я ни старался. В итоге около часа ночи я позвонил шеф-повару и узнал, что это лук-порей. Но возникла новая проблема: мы знали, как он выглядит в супе, но не совсем представляли его неприготовленным. Тогда пошли искать эту загадочную зелень в овощном отделе. С горем пополам нам удалось найти продавца, который принёс нам лук-порей.

На этом приключения не закончились. На кассе случился технический сбой, поэтому рассчитаться можно было только наличными. Мы вывернули все карманы, но не хватало ещё 800 рублей. Тогда Джулио вспомнил, что у него в паспорте лежит небольшая сумма «на всякий случай». И когда мы приехали из Metro, оказалось, что лифт в здании кулинарной студии не работает и всю гору продуктов придётся нести пешком на 4-й этаж. В пролётах мы периодически останавливались, чтобы отдохнуть, и смотрели друг на друга со словами: «Хорошо быть предпринимателем, да?»


Новый проект

Джулио: Accademia del Gusto позволила нам проверить рынок. Мы поняли, что спрос на кулинарные школы есть, и он немаленький. Так, в ноябре 2012 года мы запустили кулинарную студию Culinaryon в бизнес-центре «Новинский пассаж». На открытие нам понадобилось порядка 1–1,3 миллиона долларов. Чтобы собрать эту сумму, и мне, и Александру пришлось продать свои дома. Через полгода мы расширились, арендовали дополнительную площадь. Так, общие вложения составили порядка 2,5 миллиона долларов, сейчас у нас 5 залов для мастер-классов и 1 конференц-зал, общей площадью 850 квадратных метров.

До открытия мы делали много звонков потенциальным клиентам. Нашей главной целью было привлечь как можно больше компаний, которые заказали бы у нас корпоративный мастер-класс. Кроме наших старых контактов, мы старались знакомиться с новыми людьми. Отличным помощником тут выступил LinkedIn. В этой социальной сети сразу ясно, кто генеральный директор компании, а кто – HR. В итоге мы открылись в ноябре, и за 40 дней мы провели 40 мероприятий.

Собрать команду оказалось несложно. Сейчас у нас в штате 50 человек, из них четыре шеф-повара и восемь су-шефов. Бренд-шефом стал Джузеппе Д’Анжело, мы с ним работаем уже 7 лет. Регулярно проводят мастер-классы приглашенные шеф-повара - их около 50 -из разных ресторанов. Мы приглашаем много иностранцев, которые преподают то, в чем специализируются. Иногда попадаются такие клиенты, которые хотят готовить только с шефом из определённого ресторана. В таком случае мы идём и знакомимся с ним. Но таких всё меньше, мы знаем многих. Шефы отказываются очень редко. Но действительно, такой формат и не каждому подойдёт: для того чтобы вести мастер-класс, нужно не только уметь готовить, но и любить людей. А некоторые повара - мизантропы.


Для клерков и миллиардеров

Александр: В новой кулинарной студии мы воплотили совсем другую концепцию. Нам хотелось донести до посетителей, что на мастер-классе можно не только приготовить вкусные блюда, но и весело провести время. Меню мы расширили до восьми кухонь (японская, испанская, тайская, французская и другие), не стали ограничивать себя только итальянской.

Все мастер-классы нашей студии делятся на два направления - частные мероприятия и открытые. На последние можно записаться в группу до 20 человек. Цена билета колеблется от 2 900 до 4 900 рублей. Каждое занятие посвящено определённой тематике. Например, мастер-класс по приготовлению пасты, блюд из мяса или рыбы. В среднем в месяц проходит около 30 открытых мастер-классов.

Сценарий корпоративного мастер-класса зависит от клиента. Наш кастомер-сервис-менеджер выясняет, какой формат больше подходит, количество участников, вкусовые предпочтения - всё то, что нужно для подготовки.

Джулио: Обычно мероприятие длится от трёх до пяти часов. На такой мастер-класс нет ограничения по количеству людей. На самом крупном однажды было 200 человек, а самый маленький посетил всего один. Это был директор банка, который приходил в течение месяца каждую неделю, чтобы научиться с шеф-поваром готовить некоторые блюда.

Александр: Всё помещение нашей кухни можно трансформировать, если отделить зоны звуконепроницаемыми перегородками. Так, как-то в одной части был девичник, который закончился песнями с Веркой Сердючкой, параллельно по соседству шёл открытый мастер-класс испанской кухни. В другом зале проходило мероприятие для топ-менеджеров концерна «Шелл», а в соседней части друзья известного предпринимателя из списка Forbes готовили блюда для кулинарного вечера в стиле back to USSR. Ещё мне запомнился мастер-класс, на который к нам приходил астронавт НАСА Тэрри Вёртс за две недели до отправления в космос. Это была частная вечеринка, где были его друзья. В течение вечера он показывал видео, которые он записывал в невесомости.

На каждом мастер-классе работает шеф-повар, су-шеф, бармен, ивент-менеджер, фотограф и две уборщицы. В отличие от профессиональных кулинарных школ, в центре внимания у нас не шеф-повар, а клиент. Мы не похожи на университет, где есть профессор и ученики, которые прилежно записывают ценные знания от учителя в тетрадь. Главная цель - хорошо провести время, сплотиться и приготовить вкусные блюда. Каждому участнику выдают iPad, в котором есть пошаговый рецепт с фотографиями и пояснениями. К тому же если кто-то из гостей не понял или недостаточно вовлечён в процесс, то персонал заботится о том, чтобы как можно сильнее заинтересовать гостя.


Джулио: Как правило, на одном мероприятии готовят три-четыре блюда. Прежде чем приступить к кухонным делам, по желанию клиента мы устраиваем фуршет. Многие приходят к нам голодные, после работы, а первое блюдо ждать нужно как минимум час. Как только что-то готово, порции сразу сервируют и едят. Иногда гости делают общие порции и индивидуальные, тогда есть возможность сравнить, у кого получилось лучше.

Александр: Если посмотреть в целом по ресторанному рынку, то в Москве 30 % занимают пивные рестораны и русская кухня. Мастер-классы русской кухни у нас не очень популярны. «Пельмени я и так умею готовить, а лучший борщ получается у моей мамы» - видимо, многие думают так. Поэтому абсолютный бестселлер, который занимает половину мастер-классов, - итальянская кухня.

В открытых мастер-классах лидируют все блюда, связанные с мясом. Вегетарианцы в меньшинстве. В прошлом году, например, всего 50 человек изъявили желание готовить «зелёные» блюда.

Чаще всего на мастер-классы приходят женщины: их 75 %. Мужчин - 25 %. Средний возраст участников - от 25 до 35 лет.

Джулио: Ингредиенты для мастер-классов нам привозят поставщики. В студии мы ничего не храним в больших холодильниках, продукты доставляют утром к вечернему или дневному мероприятию.

Поставщиков у нас много, всё зависит от категории продуктов. Например, итальянские деликатесы закупаем у Dolce&Salato, овощи и зелень - у «Белой дачи», рыбу поставляет La Marée. Раньше мясо мы покупали австралийское, но после санкций перешли на российское марки «Мираторг». До эмбарго успели закупить 2 тонны разных сыров, и пока ещё остались закупки с прошлого года.

По вину мы работаем с разными компаниями, с тем же Simple. А с этого года даже выпускаем своё вино, которое для нас делают по заказу на винодельне Pierazzuoli в Тоскане.


Александр Бланк и Джулио Д’Эрме

Самые большие

Александр: В прошлом году кулинарные мастер-классы в Москве посетило около 55 тысяч человек, из них 25 тысяч пришли к нам. Мы самая большая кулинарная студия не только в Москве, но и во всей Европе. Наш оборот в прошлом году достиг 160 миллионов рублей. В начале этого года все паниковали: евро - 100 рублей, что делать? Но опасения не оправдались, и нам удалось вырасти на 41 % за первое полугодие. В апреле, например, мы провели 180 мероприятий. Летом, конечно, ожидаем затишья. В Москве, как только появляется зелень и оттаял снег - это причина, по которой ни в коем случае нельзя быть в помещении. Срочно на свежий воздух, чтобы насладиться этими двумя неделями лета. Но мы и тут предлагаем альтернативу - барбекю-мастер-класс, например.

На московском рынке есть ещё примерно восемь студий, которые проводят крупные кулинарные мастер-классы. Но каждая из них выбрала разный формат клиентов, к которым они обращаются. По собственной оценке, мы занимаем 60 % рынка, ближайший конкурент - школа Юлии Высоцкой с 23 %. Их клиенты - это читательницы кулинарного портала edimdoma.ru. Они нацелены на то, чтобы научиться готовить. В основном все школы практикуют академический подход. Мы же хотим привить страсть к кулинарии, чтобы после того, как наши посетители пришли в Culinaryon, им бы захотелось готовить дома вместе со своей семьёй.

Джулио: В сентябре мы откроем кулинарную студии в Сингапуре, а чуть позже - в Нью-Йорке и Лондоне. Плюс параллельно будем расширяться в Москве.

Мы хотим открываться в тех местах, которые являются центром для каждого региона. Если смотреть на США, то все оглядываются на Нью-Йорк: если концепт пошёл там, то его хотят использовать в других местах. А Сингапур - ворота во все страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, там легче открываться, большая концентрация корпоративных клиентов, да и на английском все разговаривают.

Но мы не утверждаем, что будем открываться строго по своему плану. Например, мы познакомились с предпринимателем из Хьюстона. И он хочет купить нашу франшизу, чтобы открыть её в своём городе. Он говорит, что его город на втором месте после Нью-Йорка по концентрации головных офисов крупных компаний. А открыться там гораздо дешевле. И он действительно прав. То есть если мы будем встречать людей, у которых есть такая же страсть к кулинарии, то сможем легко поменять свои планы.

Кухонные съемки

Для начала Анна и Мария завели аккаунт с красивыми картинками десертов в Instagram. План был такой: сделать привлекательный сайт, снять базовый кондитерский курс с профессиональным преподавателем и продавать его как онлайн-уроки. Анна раньше работала в бизнес-школе City business school — там как раз запускались онлайн-курсы, и девушка решила, что можно повторить этот формат в нише кулинарии. «Мы проанализировали, что делают конкуренты, и поняли, что в московских очных школах обучение дорогое, а онлайна не было вовсе. Решили, что можем запускаться», — вспоминает Анна.

Первые видео для проекта Bakerschool снимали дома у Анны Ковальчук и договорились с поставщиком кухонной техники KitchenAid о бартере. «Мы им написали про школу, рассказали весь план, сказали, что на видео постоянно будет видна их техника. Они согласились», — говорит Ковель. Так девушки обзавелись профессиональным миксером, блендером и пр. — сэкономили около 100 тыс. руб.

Анне пришлось срочно делать ремонт собственной кухни. На это и подбор оборудования ушло все лето, из-за чего старт съемок пришлось отложить до сентября. Тем временем девушки заказали сайт за 300 тыс. руб., разрабатывали дизайн, составляли программу курса, искали преподавателей.

Снимать начали осенью 2015-го. Без учета затрат на ремонт кухни предпринимательницам потребовалось порядка 1,2 млн руб. — на дизайн, создание сайта, оплату съемочной группы и преподавателя, закупку ингредиентов и кухонного инвентаря для съемки. Инвестором проекта выступил друг семей обеих девушек предприниматель Евгений Варданянц (сейчас ему принадлежит50% ООО «Бейкерскул», у Ковель и Ковальчук — по 25%).

Главной сложностью стало найти профессионального кондитера. Нужен был не просто профи, но человек, который умел бы рассказывать и обучать других. «Мы нашли суперкрутую девушку, у ее Instagram на тот момент уже было 50 тыс. подписчиков, и она успешно вела очные мастер-классы в одной из кулинарных студий Москвы. Но в процессе съемок оказалось, что вести «живые» мастер-классы и работать на камеру — далеко не одно и то же. Мы отсняли полдня и поняли, что это нам не подходит», — вспоминает Ковель.

Пришлось срочно искать замену. Знакомая посоветовала обратиться к кондитеру Марии Решетниковой, педагогу по первому образованию. «Маша училась у Ивана Шишкина — основателя популярного у москвичей кафе Delicatessen и «Юность». И даже через видео умела передать любовь к своему делу. В итоге первый базовый курс — десять уроков по 1,5 часа — мы отсняли с ней», — говорит Ковель.

На монтаж и «упаковку» материала ушла вся осень. В итоге запустилась школа в декабре 2015-го — пользователь мог купить в интернете доступ ко всему циклу видеоуроков за 12 тыс. руб. или по одному уроку по 1,5 тыс. руб. К видео прилагались тексты рецептов и описание процесса готовки, в комментариях к уроку можно было задавать свои вопросы Марии.

Первые продажи принес Instagram, на аккаунт Bakerschool на тот момент было подписано уже более 12 тыс. фолловеров. Перед запуском школы о ней написали модные городские и кулинарные издания (помогли знакомства Марии Решетниковой). Продажи колебались на уровне 150-200 тыс. руб. в месяц.

«Первые полгода у нас были проблемы с сайтом — возникало много технических неполадок, не было многих запланированных ранее разделов, тестов и хорошего чата, — вспоминает Мария Ковель. — Мы поняли, что с теми деньгами, которые мы вложили, невозможно сделать такой крутой сайт, который мы хотели изначально».

В итоге предпринимательницы работали «около нуля» — 15% отдавали кондитеру-преподавателю, платили разработчику на фрилансе, который помогал решать проблемы с сайтом, много денег уходило на производство фото- и видеоконтента для продвижения в соцсетях. Изготовление одного видеокурса обходится сейчас в 150-300 тыс. руб. На аренду офиса при этом не тратились — работали то из дома, то из кафе. Ковель занималась маркетингом, а Ковальчук — оперативным управлением.

Зачет в Instagram

В июне стало понятно, что текущая модель школы не работает, все нужно срочно переделывать — и подход к обучению, и систему продаж. «На самом деле с самого старта мы больше занимались пиаром, чем выстраиванием продаж. Пришло время исправлять ошибки», — вспоминает Ковель.

Начали с «переезда» на новый сайт, собственноручно сверстали «посадочные» страницы, купили аккаунт на платформе для онлайн-обучения, наняли менеджера по продажам. Раньше можно было только купить курс, а теперь оставить заявку — и принять решение после общения с менеджером. Это в несколько раз увеличило конверсию. Девушки стали экспериментировать с маркетинговыми инструментами и настроили контекстную рекламу.

А главное, теперь курсы шли потоками и стартовали в определенные даты. Это дисциплинирует учеников. Первая группа в 30 человек запустилась 25 мая 2016 года. Для того чтобы отвечать на многочисленные вопросы учениц, в компании сформировали отдел кураторов — по конкурсу набрали в команду профессиональных кондитеров для ежедневной поддержки. В школе работает три куратора из Казани и Ставрополя, которые с 9:00 до 22:00 «сидят» в чатах школы Bakerschool «ВКонтакте» и в мессенджерах, оперативно отвечая на вопросы учеников.

Базовый курс работает так: на один урок выделяется одна неделя, в течение которой ученик изучает учебные материалы, рецепты. Затем готовит к зачету изделие и к пятнице-субботе выкладывает его в Instagram с определенным хештегом (причем как целое изделие, так и в разрезе — тогда видны ошибки кондитера). После чего нужно сдать еще онлайн-тест, а в воскресенье пройти вебинар с преподавателем, разбор полетов, обсуждение ошибок. «Преподаватель предварительно проверяет домашние задания в Instagram и ставит «зачет», а иногда и не ставит, просит испечь еще раз», — объясняет Мария. Выяснилось, что многие ученики хотят сертификат, пусть даже ни о каком гособразце речи не идет, а строгие преподаватели их дисциплинируют.

Из общения с учениками выяснилось, что многие из них проходят курсы не для развлечения, а чтобы зарабатывать — после курсов они начинают продавать десерты через Instagram или открывают свои заведения. Одна русская девушка открыла ресторан на Ямайке и даже попала в местную прессу — с десертами на острове не очень хорошо.

Подход сработал: летом 2016 года продажи Bakerschool выросли до 700 тыс. руб. в месяц, а в январе 2017 года выручка превысила миллион рублей. Операционная прибыль — около 200 тыс. руб. в месяц. Оборот за прошлый год составил в общей сложности около 7 млн руб., всю операционную прибыль потратили на съемки новых курсов с новыми педагогами.

Сейчас в Bakerschool доступно три курса от трех преподавателей: базовый кондитерский (12 тыс. руб.), бизнес-курс «Как открыть кондитерскую» (в двух вариантах: за 13 тыс. руб. и 18 тыс. руб.) и курс по десертам для сыроедов Raw and Vegan (8 тыс. руб.). Сейчас девушки снимают еще несколько курсов — по пряникам, шоколаду и муссовым тортам.

Всего за время существования школы курсы купили 2 тыс. человек. По словам Ковель, сегодня посещаемость сайта достигает 1500 человек в сутки, основной источник привлечения клиентов — контекстная реклама, на втором месте — сарафанное радио и Instagram. «Покупка одного клиента, который потом оплатит курс обучения, обходится нам где-то в 1,5 тыс. руб. Это дороговато», — признается Мария. Зато школа не тратится на аренду — ключевую статью затрат в бизнесе офлайновых кулинарных школ.

Онлайн или офлайн?

В каком направлении развиваться дальше? Конкуренты Bakerschool балансируют между онлайном и офлайном. Например, кулинарная школа Chefshows by Novikov стартовала зимой 2016 года как онлайн-проект. «Мы связывались с шеф-поварами и приглашали их записывать видеоуроки. Это был востребованный формат профессионального контента, который особенно подходит для кондитеров, так как для десертов очень важны все детали», — говорит Юлия Митрович, основатель проекта Chefshows by Novikov. Однако затем в проект вошел Аркадий Новиков, и школа стала проводить очные курсы. Это позволяет привлечь новую аудиторию и дороже продавать свои услуги. «Наша задача — дать людям возможность либо научиться готовить с нуля, либо повысить свой уровень с профессиональными шефами», — рассказывает Митрович.

«Безусловный плюс онлайн-школы для основателей — отсутствие ежедневных операционных затрат для большого числа участников, так как ученики обучаются дома, на своих же кухнях, — говорит Максим Кацев, генеральный директор кулинарной студии Clever. — А главное, онлайн-школам гораздо проще расти и масштабироваться, достаточно грамотно распределить рекламный бюджет. В то время как офлайн-школе для развития требуется открытие новых площадок. Это всегда сложно и дорого».

Зато офлайновая школа может привлекать совершенно другую аудиторию — это люди, которые не столько хотят научиться готовить, сколько приходят на курсы для развлечения. «Цель онлайн-урока — получить знания. Кулинарный мастер-класс — другой формат, в процессе которого участники не только чему-то учатся, но и вживую общаются с шефом и друг с другом. Это особая атмосфера, ужин за одним столом», — говорит Максим.

Московская кулинарная школа Culinaryon, основанная бывшими топ-менеджерами Indesit Алексом Бланком, Джулио Д"Эрме и их партнером Верой Садовиной, в ноябре 2015 года вышла на рынок Сингапура. В России, по словам Джулио Д"Эрме, на корпоративы и вечеринки в формате кулинарного мастер-класса приходится 85% выручки школы, но оказалось, что в Сингапуре не принято устраивать частные масштабные праздники для друзей. Обычно празднества проходят в семейном кругу.

Зато неожиданно открылись другие возможности: оказалось, что правительство города-государства ежегодно выдает по $500 жителям страны на образование. Потратить их можно хоть на курсы фотографии, хоть на мастер-классы игры на пианино. Как оказалось, многим интересно научиться готовить. «Мы сейчас кулинарная школа №1 в Сингапуре по проведению government classes», — уверяет Джулио. В планах компании расширить деятельность по всему миру, на очереди — Бухарест, Гонконг, Австралия, Таиланд и Вьетнам. В прошлом году Culinaryon провели 3 тыс. мероприятий, которые посетили почти 40 тыс. человек.

Основательницы Bakerschool тоже рассчитывают в 2017 году начать проводить мастер-классы в офлайне — это один из наиболее частых запросов клиентов и дополнительная возможность заработать.

Благодарим за помощь в проведении съемки компанию SCHMIDT

Мария Сорокина - о том, почему её небольшой бизнес важнее и интереснее высокооплачиваемой работы в найме

Москвичка Мария Сорокина учит других людей весело и вкусно готовить. Она организовала кулинарные мастер-классы Pinch of Cinnamon («щепотка корицы»), оставив ради собственного дела высокооплачиваемую профессию управленческого консультанта. О сделанном выборе Мария не жалеет, потому что теперь она всё время посвящает своему увлечению кулинарией, зарабатывает на нём, и это и есть для неё «настоящая жизнь».

Мария Сорокина , 30 лет, основатель и ведущая кулинарных мастер-классов Pinch of Cinnamon . Родилась в Москве, окончила Высшую школу экономики по специальности «экономика и финансы фирмы». Работала финансовым аудитором и управленческим консультантом. Прошла обучение по программе MBA в бизнес-школе INSEAD, после чего в 2012 году сменила сферу деятельности и организовала собственные кулинарные курсы. Сейчас Мария проводит мастер-классы совместно с супругом Андреем Бугайским . В 2015 году вышла книга Марии Сорокиной «Как очнуться от карьеры и начать жить».


Тяга к переменам

У москвички Марии Сорокиной уже к окончанию Высшей школы экономики начала складываться успешная карьера. С четвертого курса она работала в крупных компаниях аудитором, а затем управленческим консультантом. Зарплата давала ей возможность не думать о деньгах - их девушка всегда зарабатывала больше, чем требовалось для жизни.

Но финансовые успехи доставались тяжело, так как требовали практически полного отказа от «нормальной» жизни. «Я работала по 12 часов в день, иногда в выходные. В профессии это нормально, все так и живут. Времени нет не то что на хобби или на личную жизнь, его не хватает даже на сон. Работа съедает абсолютно всё время, ты постоянно уставший. И если эта работа тебе искренне не интересна, то, несмотря на зарплату, ты несчастный человек», - вспоминает Мария Сорокина.

В 2010 году она решила поехать на обучение по программе MBA в бизнес-школу INSEAD. Учеба была рассчитана на один год, и незадолго до отъезда во Францию Мария уволилась из компании с намерением вернуться в профессию после окончания обучения. Но после первого же месяца нормального сна и отдыха она засомневалась, что захочет заниматься тем же самым. И тогда Мария вспомнила, что когда-то давно она любила готовить.

Из консультантов – в кулинары

На курсе MBA, где училась Мария Сорокина, собрались около 400 человек из 80 стран. В бизнес-школе было множество клубов по интересам, но кулинарного не было. По совету отца Мария решила организовать кулинарную тусовку.

Первое мероприятие было задумано просто как знакомство. Мария предложила однокурсникам собраться в лобби дома, который они вместе снимали, и принести какое-либо блюдо из тех, что готовят у них на родине. Пришло около 12 человек. Французы принесли багет с фуа-гра (паштет из утиной печени), молодой человек из Японии принес несколько салатов, сокурсник из Китая – спринг-роллы. Сама Мария напекла блины с красной икрой, которую привезла из дома.

Мероприятие понравилось всем участникам, что вдохновило Марию на дальнейшие действия. В течение семестра она организовала серию «кулинарных встреч» в кампусе, а также несколько прогулок по известным парижским кафе и кондитерским. Через 2 месяца ее клуб посещало около 120 человек, то есть больше, чем четверть курса.

Мария говорит, что в тот период она была скорее «заводилой» или организатором, а главные «кулинарные» роли играли другие люди.

«Готовить я умела не так уж много блюд, но могла найти людей, умеющих делать что-либо интересное в этой сфере. Я организовывала им площадку, звала гостей, при необходимости собирала финансирование. Можно сказать, «на первом уровне» я научилась всему этому именно там»

Особенно полезным стал для Марии опыт «продвижения» своих мероприятий через сообщество в Facebook. С его помощью она анонсировала мероприятия и собирала на них участников.

Закончив учебу, Мария Сорокина вернулась в Москву и устроилась по специальности в международную компанию. «Как зарабатывать на кулинарии, я на тот момент еще не придумала. При этом у меня был кредит на обучение с суммой около 80 тысяч евро, который нужно было погасить за 5 лет. Тогда я думала, что в моей новой компании я смогу вновь полюбить свою профессию и остаться в ней. Но очень быстро я начала понимать, что это не самая лучшая идея. Мне пришлось вернуться к прежнему образу жизни, который меня совсем не устраивал – без каких-либо хобби или увлечений», - рассказывает Мария.

В самом начале 2012 года, во время новогоднего отпуска, Мария стала ходить на разные кулинарные мастер-классы в московские студии, которых на тот момент было не очень много. Один из них проходил в небольшой студии Taste of Russia. Во время разговора с ее хозяйкой выяснилось, что студию можно арендовать на вечер за небольшие деньги.

Мария решила воспользоваться шансом, и сняла студию для кулинарного мастер-класса. Она пригласила друзей через Facebook, там же анонсировала программу и стоимость участия. Цену Мария установила невысокую – 1500 рублей, чтобы окупить аренду и продукты. На том занятии делали довольно простое в приготовлении блюдо – испанские пончики и горячий шоколад к ним. На первый мастер-класс Марии пришли шесть человек: ее подруги, мама и мамины подруги. Все они остались довольны тем, что получилось.

Через неделю состоялся еще один мастер-класс, на этот раз на тему испанской паэльи. Пришло уже десять человек, и это стало первым коммерчески успешным кулинарным уроком Сорокиной. Она сразу же объявила о следующем занятии. К тому времени ее отпуск уже закончился, и она вышла на работу с намерением уволиться. По кредиту на тот момент она уже рассчиталась. «Я была готова уходить «с нулём» в кармане ради возможности в полную силу заниматься моей новой кулинарной затеей», - вспоминает Мария.

В кулинарию – с головой

После увольнения Мария раз в неделю проводила кулинарные мастер-классы в той же небольшой студии Taste of Russia. Сначала группы состояли из 12 человек, но вскоре они выросли до 16-18 человек. Коммерчески это улучшило ситуацию, но с таким количеством участников в студии стало тесно. В конце 2012 года Мария начала искать новое помещение.

К тому моменту расширилось и меню мастер-классов: теперь вместо одного-двух блюд готовили по четыре-шесть. Мария при выборе темы занятий старалась подбирать такие блюда, которые было бы весело готовить, и которые гости захотели (и смогли) бы повторить дома. На готовку уходило около двух часов, после чего все участники садились за стол и вместе ужинали. Темы выбирались в основном «географические». К примеру, если главное блюдо – каталонское, то закуски и десерты – тоже.


В первые месяцы на подготовку к мастер-классам уходило много времени. После составления меню нужно было написать рецепты и подобрать необходимые продукты. Сделать закупки на 6 блюд из 20 порций было нелегко, особенно при отсутствии автомобиля. Какие-то продукты заказывались в интернет-магазинах с доставкой, за некоторыми нужно было идти в супермаркет или на рынок. В день занятия требовалось привезти всё закупленное в студию на такси.

Непосредственно перед мастер-классом Мария Сорокина готовила ингредиенты (мыла и чистила овощи, мариновала мясо, варила бульон), а также подбирала кастрюли, сковородки и прочий инвентарь. Приготовление некоторых блюд нужно было заранее «тренировать» в домашних условиях. Кроме того, оставалась «коммерческая» часть работы: написать анонс, подобрать фото, вывесить всё на сайт и в Facebook, после чего вести и отслеживать запись. Подготовка к каждому мастер-классу занимала в итоге три полных дня.

Сложнее всего было с набором групп. Мария использовала для этого только Facebook, где она создала группу Pinch of Cinnamon . Под каждый мастер-класс она делала в этой группе событие и рассылала приглашения друзьям и знакомым. Поскольку тогда запись велась без предоплаты, многие из записавшихся через Facebook просто не приходили и не предупреждали об этом Марию. В результате на занятиях пропадали места, что вело к убыткам. Мария стала письменно подтверждать запись с каждым участником, а затем дополнительно обзванивать всех перед мероприятием.


«Нельзя просто объявить мастер-класс и ждать, что будет дальше. Если придут двое – это убыток, если 30 человек – им не хватит места, - говорит Мария. - Благодаря обзвону удалось уменьшить фактор непредсказуемости. Но неприятные сюрпризы все равно случались. Многие потенциальные клиенты, несмотря на наши напоминания, просто забывали о том, что записались на занятие. Проблему удалось решить с помощью введения системы электронной предоплаты».

Партнёры

Поиск нового помещения в конце 2012 года привел Марию в новую на тот момент кулинарную студию Clever , расположенную в Даниловской мануфактуре. «Вскоре после открытия хозяева студии пригласили меня посмотреть помещение. Для меня это было что-то невероятное. Там было столько места, посуды, плит – это был рай на земле. На мой взгляд, она и сейчас остается одной из лучших студий в Москве. Но у меня мелкобюджетное предприятие. И я понимала, что арендовать студию по обычной цене мне было просто не по карману», - говорит Мария.

Тем не менее, хозяева студии пошли ей навстречу. Благодаря тому, что ее мастер-классы шли регулярно и «приводили» постоянных клиентов, Марии удалось договориться о приемлемой аренде. Оставалось только убедиться, понравится ли там постоянным гостям Pinch of Cinnamon, и будет ли им удобно добираться. Мария объявила в Clever пробное занятие. «Я до сих пор помню, как гости входили в студию, смотрели вокруг, после чего говорили, что хотят остаться здесь навсегда. Разумеется, мы остались, и с тех пор работаем там», - рассказывает Мария.


Примерно через год – в начале 2014 года – Мария и студия Clever перешли к более тесному сотрудничеству и стали взаимно продвигать друг друга. Студия взяла на себя ведение записи и прием оплаты, часть закупок и уборку, а также предоставление персонала, необходимого для ведения занятий в большой группе (администраторы, помощники, официанты). Занятия Pinch of Cinnamon стали анонсироваться на сайте студии Clever. «Таким образом, посещаемость мастер-классов выросла, а работать при этом стало намного легче. Финансово же мы перешли от аренды к более логичным в этом случае партнерским отношениям, в рамках которых мы просто делим прибыль от совместных мероприятий», - рассказывает Мария.

Аудитория

На занятия к Марии Сорокиной приходят, в основном, люди среднего возраста. Около 80% посетителей – женщины. Сначала участниками занятий становились бывшие коллеги Марии – сотрудники банков, консалтинговых и аудиторских компаний. Сейчас к ней приходят люди совершенно разных профессий, желающие весело и вкусно провести вечер. В основном, они любят и уже умеют готовить.

Поскольку люди сами решают прийти на мастер-класс и платят довольно высокую цену за него, то редко когда можно встретить человека, который не заинтересован в происходящем.

«Бывает, что в первые полчаса людям сложно расслабиться. Но потом все знакомятся, напряжение уходит, настроение повышается, и атмосфера становится намного более веселой»

На занятиях все участники в той или иной степени заняты приготовлением блюд. Бывает, что от каких-то заданий пришедшие отказываются. Например, кому-то не хочется резать лук, или кто-то хочет делать только что-то определенное или просто наблюдать за процессом. В таких случаях никого не заставляют делать то, что ему не хочется. Каждое занятие завершается совместным ужином «с вином и разговорами». Мария отмечает, что это обязательный и очень важный элемент программы мастер-класса.

Многие участники открытых занятий потом возвращаются, чтобы заказать частный мастер-класс – к примеру, корпоративный тимбилдинг, день рождения или девичник. «Это очень хороший формат – гораздо веселее, чем просто сидеть в ресторане», - уверена основательница кулинарных мастер-классов Pinch of Cinnamon.

Для продвижения Мария с самого начала использовала только Facebook и сарафанное радио. У нее есть собственный сайт, но он скорее играет роль «визитной карточки», через него почти не записываются на мастер-классы. Сейчас о занятиях Марии очень многие узнают через студию Clever.

Бюджет

Мария Сорокина говорит, что ее бизнес не потребовал никаких финансовых вложений. Она не брала в долгосрочную аренду помещение, не вкладывалась в ремонт или оборудование, никогда не тратилась на рекламу. Все её затраты – аренда студии на вечер, закупка продуктов и транспорт – окупались за счет выручки от каждого мастер-класса. В начале деятельности Мария рассматривала возможность организации студии в собственном помещении. Но тогда ей пришлось бы практически все время заниматься администраторской работой.

«Когда вы оказываетесь хозяином помещения, надо думать о его заполняемости. Постоянно вести мероприятия самому не получится, не хватит времени, да и интереса со стороны клиентов. Придётся нанимать сотрудников, искать арендаторов. Заниматься бухгалтерией, решать вопросы с инстанциями, жить под угрозой убытков от «неотбитой» аренды. Я же люблю готовить, а не администрировать, и бросила хорошую работу не для того, чтобы заниматься нелюбимым делом»

В результате перехода к собственному бизнесу доход Марии упал в 5-6 раз. Стоимость занятия в 2012 году составляла у нее 2 000 рублей с человека. Если на мастер-класс приходило 20 человек, то выручка была 40 000 тысяч рублей. После вычета арендной платы, стоимости такси и продуктов, оставалось 15-20 тысяч рублей. Если приходило 10 человек, оставался ноль. Занятия проводились четыре раза в месяц. Сейчас, спустя три года, стоимость участия – 3 900 рублей на человека, но и расходы существенно увеличились. Программа мастер-классов, оборудование студии и уровень обслуживания в ней несопоставимы с тем, что было на первых занятиях в старой студии. Так что итоговый заработок практически не изменился.

Тем не менее, сожалений по поводу «упущенной выгоды» у Марии Сорокиной нет. «Я боялась расстаться с высокой зарплатой, но как только это произошло, мне стало намного лучше. И для меня это было открытием. Оказалось, мне не очень много денег надо для счастья. Для меня гораздо важнее, чтобы у меня была полноценная жизнь и любимое занятие», - признается Мария.

Родители поддержали ее стремление работать на себя. «Хотя если бы они не были довольны тем, что их дочь бросает блестящую карьеру и уходит в никуда, я бы их поняла», - замечает девушка.

Постоянное обучение

Специального кулинарного образования Мария не получала. «Я не повар. Мне нравится простая домашняя еда. Я учусь готовить везде, где оказываюсь, у всех интересных людей, с которыми сталкиваюсь. В ресторанах, на чужих мастер-классах или в гостях я всегда обращаю внимание, если какое-то блюдо получается у них хорошо. Я стараюсь выяснить все подробности о заинтересовавшем меня блюде. Если есть возможность – иду на кухню, помогаю или наблюдаю за процессом. Когда я еду в путешествия, круглые сутки хожу по кафе, ресторанам, рынкам и мастер-классам. Это дает невероятное количество идей и знаний», - рассказывает она.


Будучи студенткой Высшей школы экономики, Мария ходила на занятия в кулинарную школу журнала «Гастрономъ». Сначала она была слушателем курса, а потом несколько месяцев работала помощником преподавателя. Затем, во время летних каникул, поработала кондитером в сети кофеен «Кофе Хаус». Эту работу она получила, показав при собеседовании фотографии тортов, которые пекла на дни рождения своего младшего брата. «В первое время это было интересно, но где-то через месяц я уже лезла на стенку от рутины. Кроме того, работа была действительно физически тяжелая, а я не из самых выносливых людей», - объясняет Мария.

Затем она посещала кулинарные мастер-классы везде, где это было возможно. Во время учебы в бизнес-школе брала уроки индийской кухни у жены одного из сокурсников. В Сингапуре, где был один из кампусов бизнес-школы, Мария постигала основы малайской и тайской кухни в большой кулинарной академии. По возвращении в Москву ей посчастливилось познакомиться с шеф-кондитером кофейни Upside Down Cake Суки Маманом. Он обучил ее множеству кондитерских рецептов английской кухни, а также дал советы по ведению кулинарного блога.

Но быстрее всего процесс обучения пошел после начала собственных мастер-классов. «Когда чем-то занимаешься с утра до вечера, неизбежно учишься очень быстро. Разницу между тем, как я готовила в начале этой затеи, и тем, как готовлю теперь даже трудно описать», - признается Мария.

Перспективы

В 2014 году Мария Сорокина вышла замуж за Андрея Бугайского, кулинарного блогера и телеведущего, который тоже вел на тот момент свои мастер-классы. «Через некоторое время мы объединились и стали вести мастер-классы вдвоём. Это сильно расширило возможности в плане выбора блюд и тем. Он намного более уверенно обращается с мясом, рыбой, любой разделкой, варкой бульонов и супов. Я же более компетентна в кондитерке. На занятия стало приходить больше мужчин, хотя основная аудитория остаётся женской», - говорит Мария.


Сейчас Мария и Андрей начали дополнительную серию мастер-классов в новом формате. Вместо географических тем и чисто развлекательной «подачи» здесь идет серьезный разговор об основных техниках и технологиях приготовления еды. Посетителям объясняют, как выбирать и разделывать мясо, как готовить, не оглядываясь на рецепты. Это направление пара будет развивать и дальше.

С середины 2015 года супруги устраивают домашние ужины. Они собирают по вечерам у себя дома по 8-10 гостей (также через Facebook) и готовят для них какое-нибудь тематическое меню. Гости ничего не готовят, они просто отдыхают, едят и веселятся. Впрочем, по желанию они всегда получают рецепты со всеми необходимыми объяснениями. Ужин (примерно из шести блюд) стоит 2500 рублей с человека. «Мы всегда стремимся, чтобы еды было больше чем достаточно. Если приготовим слишком много - раздаем ее с собой. Это намного лучше, чем если бы еды однажды не хватило», - считает Мария.

Все примерно так и есть. И ключевым словом, является "примерно".

Примерно, потому что вышеприведенная схема "купил-провел-получил" чуточку шире и требует некоторой подготовки.

Но поле для творчества настолько широкое, что можно такого наворотить))))

Мои знакомые шеф-повара на вопрос: "Если бы вы открывали собственную студию, с чего бы вы начали?" практически в голос отвечали: "Присмотрели бы подходящее помещение, купили бы нужное оборудование". Да, действительно, нужны и помещение и оборудование. И некоторые с этого и начинают. Но так ли это? Давайте сделаем шаг в сторону.

Дальнейший диалог пойдет в режиме вопросов, которые я буду вам задавать и ответов, которые вы будете давать сами себе, по возможности фиксируя ответы на бумаге. Эти черновые наброски и позволят самостоятельно создать студию.

Предлагаю начать с ответа на очень простой вопрос: "Зачем мне кулинарная студия?" Любой из вариантов подойдет:

  • я хочу заработать денег
  • я хочу решить социальную задачу и обучать кулинарному искусству детей
  • я хочу быть владелицей собственной кулинарной школы (это круто!)
  • мне интересны инвестиции в высокорентабельные проекты
  • мне скучно и хочется чем-то себя занять

Главное, чтобы отвечая на вопрос, вы были честны сами с собой. Ибо от ответа на этот вопрос будет зависеть многое - общая концепция, выбранный формат, местоположение студии, затраты денежные и неденежные.

Следующим шагом на пути к собственной студии я бы назвал формирование общей концепции проекта. И здесь есть минимум два вопроса:

1 Какой я вижу свою студию?

2 Чем моя студия будет отличаться от всех ранее созданных?

Ответ на первый вопрос даст вам "черновик черновика" образа студии - описания типа "выдержанная в стиле Прованс, в светлых тонах с занавесками и цветами на окне. В ней много света, она маленькая, уютная, камерная..." вполне подойдут. Вы же сразу представляете и размер и убранство и мысленно расставляете по студии гостей и персонал. Это очень полезно - визуализируйте!

Второй вопрос больше касается бизнес-составляющей проекта - если в вашем городе уже имеются подобные заведения, то для того, чтобы привлечь клиентов в свою студию, вам придется побороться - увы, людей страстно интересующихся кулинарией и способных за свое увлечение платить деньги, количество ограниченное. И для того, чтобы они пришли именно к вам, надо предложить что-то особенное.

В вольном переложении теория конкурентного преимущества Майкла Портера может быть представлена следующем образом: для того, чтобы добиться успеха, необходимо предложить клиентам что-то новое. Либо сходное, но издержки на услуги должны быть ниже чем у конкурентов.

Все. Третьего не дано. Чем вы будете лучше? Вы первые, открывающий подобный проект в своем городе? - Отлично! Вы можете предлагать свои мероприятия по любой цене! И вашими конкурентами будут... студии обучения рисованию и лепке, выжиганию и вязанию - да, люди ищут себя. И не только на кухне.

Давайте перейдем к следующему уровню детализации проекта, важность которого переоценить сложно. Это выбор формата, предлагаемого вами посетителям.

Под словом "формат" здесь понимается методика организации мероприятий в студии. Постарайтесь сначала ничего не выдумывать, а посетить несколько разных мастер-классов в разных студиях. Даже если ради этого придется съездить в соседний (или не очень) город.

Для того, чтобы было чуть понятнее на что смотреть, приведу примеры возможных форматов:

  • индивидуальные мастер-классы - все просто - 1-3 участника, один шеф-повар, небольшая студия, камерно, уютно. Примеров такого формата не знаю, но допускаю, что такое возможно при условии, что финансовая составляющая не является доминантой при создании проекта;
  • демонстрационные мастер-классы - число участников почти неограниченное, один шеф-повар, который показывает по шагам, как то или иное блюдо готовится. Такой формат предлагался студией "Гастрономъ" (г. Москва)
  • мастер-классы, на которых у каждого посетителя есть полностью оборудованное рабочее место, мероприятие ведет один шеф-повар, у каждого участника есть пошаговые рекомендации. В результате - сколько участников, столько разных (но похожих) блюд - у каждого участника свои вкусовые впечатления и не смотря на рекомендации, слова "по вкусу" творят чудеса. Самый яркий пример - студии Юлии Высоцкой (г. Москва)
  • мастер-классы комбинированные, на которых шеф-повар привлекает участников к выполнению определенных шагов, но финальную сборку блюда всегда делает сам, т.к. необходимо показать эталонный вкус и элементы сервировки. Пример - студия "Кулинарного Клуба" (г. Новосибирск)

Возможны ли другие форматы? Конечно. Например, если вы ориентируетесь на корпоративные мероприятия, то нужно понимать, количество участников, внутреннюю организацию процессов - что и как делать.

Почему так важен формат? Потому что он определяет наполнение студии оборудованием, мебелью, посудой, коммуникациями. То есть, если у вас формат с полностью оборудованным для каждого посетителя рабочим местом, то необходим стол, подключенная варочная поверхность, миксер, блендер (может быть), сковороды, кастрюли нужного объема и количества...

Умножив каждую из позиций на количество предполагаемых рабочих мест, вам станет понятно количество всего необходимого.

Составив таблицу и зайдя в магазин (а лучше в Интернет), проставив цены, вы получаете цифру возможных первых затрат.

Но купить все это не проблема - времена тотального дефицита давно канули в лету. Подскажу подводный камень, задав вопрос: "А какая электрическая мощность необходима для оборудования студии, при условии, что все участники включат свои электрические приборы?"

Естественно, мы переходим к следующему пункту плана - помещению. Оно должно вмещать всех посетителей, вешалки для верхней одежды, места для приема пищи... Так ли вы его представляли?

Что нам еще нужно? Вода. Канализация. Кондиционирование (хорошо бы). Освещенность. Наличие сетей связи (этот список можно продолжать).

Сформируйте все требования, предъявляемые вами к помещению, на отдельном листе и фиксируйте результаты для каждого из осматриваемых вариантов (если быть честным, то наш чек-лист по помещению едва уместился на трех страницах, а если подшить лист комментариев, то не всегда укладываемся в четыре).

Если есть возможность, пригласите на осмотр дизайнера или архитектора - они будут реализовывать проект на бумаге, расставляя мебель и оборудование. И хорошо, если они увидят помещение своими глазами. (Кстати! Если собираетесь работать с детьми, то хорошо бы напомнить дизайнеру, что столы для детей должны быть ниже стандартных).

Фотографируйте. Все, что можно. Просмотр фотографий, позволит вам ухватить нюансы, которые, возможно, выпали из поля зрения при осмотре.

И это все работа, предшествующая физическим денежным тратам. Чем тщательнее она сделана, тем больше слов благодарности в будущем вы скажете сами себе.

Сколько квадратных метров в понравившемся помещении? Какова ставка аренды? Каковы условия аренды?

У вас свое помещение? Отлично! А может его лучше сдать в аренду и не заниматься всеми этими хлопотами? (это не шутка, а элемент финансового анализа - сравните возможный доход от сдачи в аренду помещения с возможным доходом от работы студии).

Что дальше? Можно заняться бизнес-планом. Посчитать доходы (средняя стоимость мастер-класса, умноженная на количество мастер-классов в месяц, умноженная на среднее количество участников) и расходы (аренда, продукты, заработная плата персонала, налоги и прочие платежи). Вычесть одно из другого. Посмотреть на получившийся результат. Выстроить план на ближайший год. Посмотреть на окупаемость проекта. Принять решение о его реализации.

27.10.2017

Женский бизнес. О том, как создать кулинарную студию и учить готовить взрослых и детей

Алия Махамбетова, 36 лет, родной город - Астана, предприниматель, владелец и директор кулинарной студии

С чего началась кулинарная студия


Студия появилась в 2015 году. По образованию я специалист информационных технологий и с 2001 года работала по этой специальности. Но с годами я поняла, что это не приносит удовольствия. На тот момент дети уже выросли, и я хотела реализовать свой потенциал, заниматься тем, что мне интересно. Ну и, конечно, чтобы это приносило доход. Как раз тогда пошла волна, что все начали печь торты на заказ. Я тоже об этом думала, но не пришла к этому. Затем все, кто печет на заказ, снимали рестораны и кухни и проводили там мастер-классы с поварами. И каждый раз это были разные кухни. Я несколько раз сама видела, слышала отзывы, иногда негативные, потому что не всегда мероприятие оправдывало желание тех, кто его посещал. У ресторанной кухни своя жизнь и тут врывается эта группа, которая хочет научить домохозяек готовить и еще и денег заработать. Поэтому это было не всегда чисто, не всегда в хороших условиях. На тот момент у меня родилась мысль - создать такое пространство, которое можно будет сдавать в аренду. То есть кухня, куда можно прийти, посмотреть оборудование, привести своего шеф-повара и организовать мастер-класс.

На тот момент я даже не знала, что в Казахстане есть что-то подобное, но я знала, что есть знаменитая кухня Юлии Высоцкой в России. На тот момент у меня была цель - просто сдать в аренду. Потом я начала вплотную заниматься кухней, изучать, что, где и как. Так все родилось, появились идеи, что можно учить и детей, и взрослых, и проводить кулинарные вечеринки.

То есть кухня, куда можно прийти, посмотреть оборудование, привести своего шеф-повара и организовать мастер-класс

Что такое Jaм


Сначала мы просто назывались «Кулинарная мастерская». Это пространство, где можно было делать все, что касается кулинарии, но затем кулинарная мастерская стала больше позиционироваться как кулинарная студия, а названия не было. Должно было быть лаконично, чтобы быстро запоминалось и легко произносилось. Я сама долго искала и нашла название - Jaм. Он может быть разный, с разными добавками, из разных ягод, фруктов.


У нас душевно, мы беспокоимся о сервисе, о каждом клиенте. Я слышу много благодарностей после каждого мастер-класса, большого курса, на который приезжают люди с разных городов Казахстана: с Алматы, Актау, Караганды, Павлодара, Уральска. У нас довольно обширная география, к нам приезжали даже из Туркменистана. Многие не хотят уезжать, некоторые плачут. Интересно, что потом в группах девочки начинают дружить, общаться.

Мы тщательно подходим к выбору мастеров, которые к нам приезжают. Мы привозим профессионалов своего дела. Заниматься организацией нелегко, потому что все люди разные, всем нужен индивидуальный подход. Прежде чем люди к нам приедут,нужно провести с ними колоссальную работу. Около года я работала одна, потом не выдержала, решила взять кого-нибудь в помощь. Сейчас у меня работают две девочки. И еще одна, которая занимается уборкой, моет посуду. Нашим клиентам не о чем беспокоиться: они приходят и отдыхают, напитываются энергией, вдохновением, уходят окрыленные и пекут торты, радуют своих заказчиков или просто родных.

Мы проводим мастер-классы и курсы, как для взрослых, так и для детей, организовываем кулинарные вечеринки, дни рождения, девичники в формате кулинарного мастер-класса

Мы проводим мастер-классы и курсы, как для взрослых, так и для детей, организовываем кулинарные вечеринки, дни рождения, девичники в формате кулинарного мастер-класса. Это такая расслабленная атмосфера, в которой гости готовят с шеф-поваром. Получают от этого удовольствие, едят вкусную еду, учатся готовить и смогут повторить это дома.

Самый короткий мастер-класс длится около трех часов. В основном на них приходят домохозяйки или просто женщины, которые хотят научиться вкусно готовить. Минимальная цена за мастер-класс - 6000 тенге. Часто к нам обращаются девушки, перед тем как выйти замуж. У них есть буквально два месяца на все и им нужно научиться готовить.


У нас есть подростковые группы от 10 до 17 лет, это пятидневный курс, занятия длятся 3-4 часа в день, чтобы ребенку не было тяжело. Они учатся готовить завтраки, горячие блюда, супы и выпечку. Мы стараемся проводить такие мастер-классы на каникулах, потому что не всегда во время учебы дети могут этим заниматься. Мы обучили уже около 40 детишек. Летом одна девочка сказала, что не любит окрошку, когда все ее готовили. А потом она сказала, что просто ни разу в жизни ее не пробовала и, оказалось, что она любит окрошку. Было много таких случаев, когда, например, ребенок не ест кашу. А потом смотрит, что все едят, и он готовил это своими руками, и тоже хочет попробовать и начинает есть. Самое главное - это то, что они готовят дома, мы даем им уверенность, что у них получится самому приготовить это блюдо.

Часто к нам обращаются девушки, перед тем как выйти замуж


Сложности современного бизнеса


Все сложности, с которыми я столкнулась, мелкие. Например, подвели подрядчики,не привезли вовремя стол. С продукцией в городе нет проблем, сейчас большой ассортимент.

Все на моих женских хрупких плечах, но все осуществимо и решаемо, просто нужно много работать

Каждый день - это постоянная работа. Нужно предлагать людям что-то новое, чем-то отличаться от конкурентов. Все на моих женских хрупких плечах, но все осуществимо и решаемо, просто нужно много работать. Не получится открыть студию,чтобы она работала сама по себе. Я вкладываю много труда, сил, времени и денег. Где-то новые занавесочки повесим, чтобы было красиво, или оборудование выходит из строя и приходится что-то докупать.

О планах


На этих каникулах мы хотим сделать специальный курс для девочек, он будет больше посвящен выпечке. Это будут пироги, булочки, бисквитный торт, чтобы девушка уже имела какие-то навыки, когда соберется замуж.


Еще мы планируем взять няню на дневные мастер-классы, чтобы те мамочки, которые сидят дома с детьми могли оставить их у нас и спокойно учиться готовить. Думаем, что будем брать детишек четырех-семи лет, потому что совсем малышей не удержишь.

Еще мы планируем взять няню на дневные мастер-классы, чтобы те мамочки, которые сидят дома с детьми могли оставить их у нас и спокойно учиться готовить

Со следующего месяца мы хотим запустить кондитерские курсы с выдачей квалификации кондитера. Сейчас я договариваюсь с одним из ведущих кондитеров в Казахстане, чтобы она приезжала к нам и проводила шестинедельные курсы, от азов и до современного кондитерского мастерства. Курсы будут разработаны согласно учебным планам Министерства образования РК. Ученики будут получать теорию, практику, домашние задания, сдавать экзамен в конце курса и станут кондитерами. Это создается для тех, кто хочет поменять свою деятельность, или у кого нет образования, но ему нравится готовить и он готов стать кондитером, получить специальность и устроиться на работу.

Я хочу открыть кондитерскую. Как сказал один человек: «Вы зашли с черного входа». У нас сейчас хорошая база. Мы знаем, что людям нравится, знаем, как сделать это красиво, вкусно и поэтому хочется открыть кондитерскую, чтобы кормить людей вкусными десертами.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(75, 77, 92, 1); padding: 25px; width: 710px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 660px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #383839; border-style: solid; border-width: 0px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: rgba(153, 153, 153, 1); font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; background-color: #cccccc; color: #141414; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Avenir Next", "Open Sans", sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}