СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»9-12 СЕМЕСТРЫ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»
9-12 СЕМЕСТРЫ
Примерная программа дисциплины «Градостроительство» федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования второго поколения по направлению - 630100 - АРХИТЕКТУРА, Специальность - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, Квалификация специалиста - АРХИТЕКТОР-I . ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса.
Цель курса - завершение подготовки архитектора-специалиста широкого профиля, теоретически и практически всесторонне подготовленного к работе со всеми градо строительными объектами в современных условиях.
2. Задачи курса.
В задачи курса входит:
1) общее знакомство и последующее детальное изучение специфики объектов проекти рования;
2) усвоение состава предпроектных исследований в области градостроительного анали за и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности;
3)
изучение и освоение основных принципов и методов решения социально-экономиче-
ских, функциональных, инженерных и художественно-композиционных задач во всём
разнообразии условий формирования новых городских территорий на базе территорий
иного назначения и различной степени освоения, реконструкции и развития сложившихся
городских территорий, преобразования и развития городских агломераций и других видов
систем расселения;
4)
формирование практических навыков в разработке и оформлении проектной
документации по всем видам изучаемых объектов проектирования, с использованием всех
современных технических средств получения и обработки научной, историко-градострои-
тельной и нормативной информации и изготовления проектной документации на совре
менном уровне.
3. Место курса в профессиональной подготовке архитектора- градостроителя.
Данный курс является базовым в подготовке архитектора-специалиста в области проектирования городских территорий, генеральных планов городов и районной плани ровки, прививая необходимые ему в этой сфере проектно-методические навыки и умения.
Состав и содержание выполняемых заданий. курсовых и дипломных проектов нацелено на формирование чётких представлений и достаточно детальных знаний об объектах проектирования, задачах, методах и приёмах проектирования как исторически сложившихся, так и вновь формируемых городских территорий, генеральных планов городов и районной планировки, практических навыков разработки сложных градостроительных и районно-планировочных проектов.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.
Результатом изучения материала курса должно быть профессиональное представление о специфике объекта проектирования, владение принципами и методами решения всего многообразия градостроительных задач. Архитектор-градостроитель должен знать прин ципы и приёмы разработки планировочной композиции городских образований; планиро вочные, социальные, экономические и экологические задачи и методы формирования городской среды; основной состав предпроектных исследований в области градостро ительного анализа и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности и уметь постоянно пополнять свои знания в этой области. Архитектору- градостроителю необходимо детальное понимание механизма действия этих документов на жизнь и формирование городского организма и городской среды.
Успешно освоившие курс архитекторы должны уметь разрабатывать архитектурно- планировочную организацию территории города на топографических подосновах в мас штабе от 1:10 000 до 1:2 000 и детальные объёмно-пространственные решения по формированию локальных городских пространств в масштабе от 1:500 до 1:200.
II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса
Курс состоит из 4 разделов, для прохождения и освоения каждого из которых отводится по 1 семестру:
Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра (2 про екта в 9 семестре 5 курса);
Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории (2 проекта в 10 семестре 5 курса);
Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика в 11 семестре 6 курса;
Раздел 4. Дипломное проектирование в рамках комплексной тематики развития системы расселения, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий - в 12 семестре 6 курса.
Графическое представление проектов 5 курса, как правило, ограничивается графичес кими материалами объёмом от 3 - 4 кв. м, представленными на планшетах 1x1 м или 0,7 (1,4)х1 м. Графическое представление преддипломного проекта- эскизное представление предполагаемой экспозиции будущего дипломного проекта в масштабе 1:2 и реферат; объ ём дипломного проекта - от 8 кв.м экспозиционной площади на стандартных планшетах.
В разработке учебных курсовых проектов предусматривается три основных проектных этапа или стадии:
1)
аналитическая
стадия - включает сбор необходимых данных для проектирования,
их обработку, систематизацию и анализ, с целью формирования полноценной информационно - аналитической базы проекта, а также в случае необходимости уточнение и индивиду
ализацию задания на проектирование;
2)
проектно-аналитическая
стадия - на основе проведённого градостроительного
анализа выявление планировочных ограничений, создание опорного плана
территории, и
как результат - формирование планировочной и объёмно-пространственной идеи, выраженной графическими и макетными средствами;
3)
проектная
стадия - разработка и графическое оформление структурных и территори
ально-планировочных схем развития объекта проектирования, проектных чертежей и
других материалов, отражающих разработанные в проекте функционально-планировочные
и объёмно-пространственные решения.
2. Темы и краткое содержание.
Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра.
Тема 1. Развитие системы расселения и городских агломераций. Работа с масштабами 1:100000-1:50000.
Тема 2. Градостроительный анализ территории, выбор территории для проектирования градостроительных объектов. Переход к масштабам 1:20 000 - 1:10 000.
Тема 3. Опорный план территорий, выбранных для развития городских образований.
Тема 4. Проектирование функционально-планировочной структуры городских образований. Зонирование градостроительных объектов: общегородской центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной жилой застройки, производственная и коммунально-складская зоны, зоны внешнего транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные. Формирование систем транспортного и пешеходного движения. Переход к масштабам 1:10 000 - 1:5 000.
Тема 5. Методы, средства и приёмы графического представления функционально- планировочной структуры городских образований. Градостроительные схемы.
Тема 6. Проектирование функционально-планировочной структуры центрального района большого города или крупного городского района численностью до 100 тыс. жителей. Переход к масштабам 1:5 000 - 1:2 000.
Тема 7. Объёмно-пространственная структура центрального района.
Тема 8. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст венных решений общегородского центра. Методы формирования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в трёх измерениях. Проектирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.
Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.
Тема 1. Исторически сложившиеся городские территории, их типология, проблемы реконструкции в современных условиях градостроительного развития.
Тема 2. Градостроительный анализ исторически сложившихся городских территорий, выбор территории для проектирования. Работа с масштабами 1:5 000 - 1:2 000.
Тема 3. Историко-архитектурный опорный план.
Тема 4. Составление проектного опорного плана на основе предпроектных исследо ваний исторически сложившейся городской территории. Работа с масштабом 1:2000.
Тема 5. Особенности преобразования исторически сложившейся функционально-планировочной и объёмно-пространственной структуры. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки. Составление эскиза застройки и проектных схем. Работа с масштабом 1:2000.
Тема 6. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст венных решений фрагмента реконструируемой территории. Методы обновления и преобра зования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в условиях активной и адаптивной, в т.ч. «скрытой» реконструкции. Методы использования подземного пространства в условиях сохраняемой, реконструируемой и заменяемой застройки. Проектирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.
Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика.
Тематика преддипломных исследований и практики либо выбирается дипломником из состава предлагаемых ведущей проектной организацией либо формулируется индивидуально по согласованию или предложению руководителя диплома и утверждается кафедрой. В процессе преддипломного проектирования дипломант изучает следующие темы:
Тема 1. Проблемы развития системы расселения и городских агломераций в соответст вующем регионе.
Тема 2. Градостроительный анализ городской территории, генеральный план города, выбор территории для проектирования новых градостроительных объектов и реконструк ции существующих.
Тема 3. Составление проектной концепции развития и реконструкции городских терри торий по результатам предпроектных исследований.
Раздел 4. Комплексный дипломный проект развития системы расселения, районной планировки, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий.
Дипломный проект интегрирует навыки и знания, полученные студентом за весь период обучения в институте, и осуществляется в соответствии с ГОС «архитектор- специалист». В качестве объекта проектирования могут выступать следующие градостроительные объекты:
1)
Городской район - часть крупного или крупнейшего города с охватом
территории до 3000 га;
2)
Городской район - часть большого города с охватом территории до 2000 га и
проектными предложениями по развитию города в целом;
3)
Жилой район на территории сложившейся застройки в крупнейшем, крупном
или большом городе с проектными предложениями по развитию прилегающих
территорий с охватом площадей до 500 га;
4) Средний город и (или) его центральный район с охватом территории до 3000 га;
5)
Малый город с прилегающими территориями с охватом площадей до 500 га.
Общая тема диплома окончательно формулируется по результатам преддипломных
исследований и практики и утверждается кафедрой. В процессе дипломного проектирования дипломант изучает следующие темы:
Тема 1. Детальная проработка проектных предложений в рамках проектов районной планировки и генерального плана города. Работа с масштабами 1:20 000 - 1:5 000.
Тема 2. Составление проектных опорных планов на основе предпроектных исследова ний проектируемых городских территорий. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.
Тема 3. Проработка функционально-планировочной и объёмно-пространственной структуры центрального или крупного городского района, общегородского центра на новых или исторически сложившихся городских территориях. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.
Тема 4. Детальные архитектурно-планировочные и объёмно-пространственные реше ния фрагмента проектируемой (реконструируемой) территории. Работа с масштабами 1:500 -1:200.
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для
самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы формируются в рамках тем практических занятий и включают сбор исходных материалов для проектирования, подготовку рефератов, эскизных макетных и графических предложений по предложенной теме, подготовку докладов по результатам проделанной работы, включая доклады для защиты курсовых и дипломных работ я отчёт по пройденной преддипломной практике.
4.Примерная тематика рефератов и курсовых работ.
Курсовые работы (проекты) данного курса выполняются в 9 - 11 семестрах. Темы курсовых проектов 9 семестра: 1.Планировка городской территории.
2. Планировка и застройка центрального района города.
3. Фрагмент центра города.
Темы курсовых проектов 10 семестра:
1. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.
2. Реконструкция локального участка территории.
В 11 семестре в качестве курсового проекта выполняется преддипломный проект, тема которого для каждого студента является индивидуальной в соответствии со спецификой выбранного для дипломного проектирования градостроительного объекта и с задачами преддипломной практики, и в общем может быть сформулирована как «Проектные предложения по комплексному развитию и реконструкции градостроительных объектов».
По теме каждого курсового проекта выполняется реферат с пояснительной запиской. Реферат, выполняемый по результатам преддипломной практики параллельно с преддипломным проектом, является основой дипломного реферата.
5. Примерный перечень вопросов к зачёту по всему курсу.
1.
Системы расселения, районная планировка и городские агломерации. Современные
тенденции и проблемы развития.
2.
Градостроительныйанализтерритории,критериивыборатерриториидля
градостроительных объектов. Природные и антропогенные факторы градообразования.
3.
Опорныйплантерриторий,предназначенныхдляформированияиразвития
городских образований. Система планировочных ограничений.
4. Проблемы реконструкции исторических городов. Морфотипы исторической застройки.
Историко-архитектурный опорный план и проблемы сохранения
5. историко-архитек турного наследия в условиях реконструкции.
6.
Функционально-планировочная структура городских образований. Общегородской
центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной
жилойзастройки,производственнаяикоммунально-складскаязоны,зонывнешнего
транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные.
7. Центральный район и общегородской центр большого и крупного города.
8.
Формирование систем транспортного и пешеходного движения в городе и централь
ном районе.
9. Проблемы реконструкции исторически сложившейся
функционально-планировоч ной структуры городской среды.
10.
Средства и приёмы преобразования объёмно-пространственной структуры истории-
чески сложившейся городской среды.
11. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки.
12. Методы реконструкции функциональной, транспортной и инженерной
инфраструктуры локальных городских пространств.
13. Благоустройство территории в условиях реконструкции.
14.
Типология открытых и перекрытых пешеходных пространств. Проблемы и методы
проектирования.
15.
Методыиспользованияподземногопространствавусловияхсохраняемой,
реконструируемой и заменяемой застройки.
III . РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№№ п\п |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Аудиторные занятия (час) |
Самосто ятельная работа |
|
лекции |
семинары |
||||
Планировка городской территории |
Планировка и застройка центрального района | |||||
Фрагмент центра города | |||||
Реконструкция городской территории | |||||
Реконструкция локального участка территории | |||||
Преддипломная практика, преддипломное проектирование | |||||
Дипломное проектирование | |||||
итого |
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.
Форма итогового контроля - комплексный зачёт с защитой выполненных курсовых проектов в конце 9 и 10 семестров перед кафедральной комиссией, выставляемый по итогам средней успеваемости студента в течение семестра и по результатам защиты курсовых проектов. В конце 11 семестра выставляется комплексный зачёт по итогам преддипломной практики и преддипломного проектирования. Государственный экзамен с защитой диплом ного проекта перед Государственной Аттестационной комиссией (ГАК) на степень архитектора-специалиста проводится в конце 12 семестра.
V . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА. Рекомендуемая литература (основная)
Наименование |
Наличие грифа МО |
Год из дания |
Обеспечивает ли полностью соде ржание дисциплины |
|
Авдотьин Л.Н., Лежава И.Г., Смоляр И.М. |
Градостроительное проектирование |
учебник |
нет |
|
Градостроительный кодекс РФ |
2005 |
нет |
||
Кострикин Н. Д. |
Новый город как элемент расселения. Учебно-методическое пособие |
2003 |
нет |
|
Кострикин Н. Д. |
Реконструкция исторически ценных территорий города. Учебно-методическое пособие |
2001 |
нет |
|
Мошков А.В. |
Методические указания на разработку курсового проекта «Планировка городских территорий» |
1998 |
нет |
|
Чучмарёва Е.З. |
Планировка общественного центра города |
2004 |
нет |
|
Шубенков М.В., профессор, канд. арх. Гандельсман Б.В., доцент, канд. арх. Московский архитектурный институт (Государственная академия)
Основным требованием к специалистам бакалаврам по данному направлению является способность стратегически мыслить и применять на практике широкий спектр знаний при проектировании и обустройстве городской среды. Специалист должен оперировать категориями и знаниями из области строительства, социологии, экономики, архитектуры, экологии. В связи с этим программа подготовки включает в себя естественнонаучные и сугубо инженерные дисциплины. Сюда включены: проектирование зданий и сооружений, экономическая география, градостроительная экология, энергоснабжение населенных пунктов, ландшафтный дизайн, оптимизация городской среды и инфраструктуры. Помимо этого студенты изучают общеобразовательные науки – историю, географию, иностранный язык. Огромное значение уделяется практике в архитектурных, проектирующих и эксплуатирующих организациях, связанных с городской инфраструктурой. *
* Набор учебных дисциплин и уклон обучения
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
Способность охватывать целый комплекс задач, мыслить пространственно и применять на практике знания из совершенно разных областей науки - всему этому обучает специальность 07.03.04 «Градостроительство». Фактически профессией можно было овладеть только в процессе работы в исследовательских и проектных организациях градостроительного профиля.
Это чрезвычайно увлекательная и не менее сложная специальность, корни которой уходят в древность. Вместе с появлением первых городов возникли и определенные сложности с организацией территорий, а от градостроителей всегда требовалось решение противоречивых задач.
Условия поступления
Главная задача курса - воспитать всесторонне развитого специалиста, который в своей деятельности сможет оперировать знаниями в социологии и политологии, экономике и архитектуре, строительстве и экологии. Он сумеет взвесить каждое решение и прийти к компромиссному варианту, опираясь на опыт прошлых поколений. Однако градостроителю отталкиваться приходится от точных наук при всей творческой составляющей профессии. Поэтому предметы, которые необходимо сдать при поступлении на это направление, следующие:
- математика (профильный экзамен),
- русский язык,
- история.
В качестве дополнительного испытания может проводиться экзамен по рисунку.
Будущая профессия
Градостроительство предполагает работу в сфере организации территории посредством выполнения пространственного проектирования. В процессе своей деятельности бывший студент сможет выполнять территориальное и градостроительное планирование. Также в его компетенцию входит осуществление зонирования и оценка строительства во всех смыслах: в плане расходов, прибыльности и воздействие на окружающую среду. Работа включает также расчеты на случай аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Не обходится специалист без использования юридических знаний, так как ему предстоит трудиться с официальными документами - картами, чертежами, схемами.
Куда поступать
Сегодня освоить специальность можно в вузах Москвы и в других регионах:
Срок обучения
Диплом бакалавра можно получить спустя пять лет обучения на очном отделении. На заочном или вечернем отделении, как и при смешанной форме, предстоит учиться в течение 6 лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
В программе бакалавриата обязательными к изучению являются такие предметы:
- проектирование - архитектурное и строительное;
- градостроительная политика, проектирование и анализ;
- инженерные сети;
- компьютерные средства проектирования;
- мультимедийные технологии;
- ландшафтно-визуальный анализ.
Приобретаемые навыки
В процессе освоения курса студент научится:
Перспективы трудоустройства по профессии
Это достаточно редкая специальность, поэтому молодые специалисты, обладающие богатым багажом знаний, востребованы в любом регионе. Если они умеют учитывать экономические и экологические факторы в своей работе, проводят анализ социальных условий и оценивают воздействие своего решения на среду в целом, то смогут найти себя в работе по созданию благоприятной городской среды. Это бюро, мастерские, проектные и научные организации, которые занимаются архитектурой и градостроительством.
Выпускник направления 07.03.04 «Градостроительство» может работать:
- архитектором,
- проектировщиком,
- реставратором,
- градостроителем,
- строителем,
- техником по строительству,
- экспертом-консультантом по градостроительству,
- специалистом или руководителем в сфере управления градостроительством.
Уровень зарплаты зависит от выбранного направления и места трудоустройства. Студент, получивший диплом бакалавра, сможет получать от 20 тысяч рублей на стартовой позиции помощника проектировщика либо специалиста первой категории.
Преимущества обучения в магистратуре
В магистратуре студент сможет лучше развиться в культурном и интеллектуальном смысле, научится применять новые методы исследования. Также он приобретет ценный практический опыт, который заключается как в проектировании, так и в организации либо управлении коллективом.
В процессе прохождения курса предстоит познакомиться с подземной урбанистикой и узнать специфику экологии конкретного города. На лекциях преподают стратегии развития территорий любого типа, а также реконструкции исторических объектов. Впоследствии выпускник сможет работать в профильных государственных учреждениях, частных бюро и проектных организациях, а также вести преподавательскую либо исследовательскую работу.
Сегодня ситуация меняется.
О профессии градостроителя беседуем с директором ФГУП «Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» Владимиром Щитинским.
- Владимир Александрович, что лежит в основе квалификации градостроителя?
Для представителей нашей профессии характерно комплексное понимание общих проблем развития городов и территорий с учетом задач всех заинтересованных субъектов экономики: властей, бизнеса и широких слоев населения. Это непросто, поскольку каждый из них «тянет одеяло на себя». Власти ограничены бюджетом, поэтому часто их взор обращен в сторону богатых инвесторов. А потребности бизнеса сводятся к получению прибыли. Редко можно встретить бизнесмена, который разворачивает свой инвестиционный проект и при этом озабочен социальными вопросами, проблемами сохранения исторического наследия или природоохранных зон. Широкие массы населения достаточно ограничены в своих представлениях о развитии территории. Для простого человека главное, чтобы ничего не построили под его окнами, не вырубили скверик рядом с домом, сохранили площадку для выгула собак и т.п. А градостроитель способен приподняться над узкими частными интересами, сбалансировать потребности всех и тем самым обеспечить процесс совместного решения, основанного на компромиссах.
- Получается, что градостроитель должен быть компетентен в таких различных областях знаний, как экономика, социология, политология, география, экология, архитектура, строительство, и это, наверное, не полный перечень?
Да, наша специальность сегодня достаточно редкая. Людей такой квалификации до недавнего времени не готовил ни один вуз в России. Градостроители высокого уровня рождались в процессе практической деятельности, начиная свой путь архитекторами, инженерами в различных областях, экономистами, экологами. Они приходили на работу в организации, подобные РосНИПИ Урбанистики, и те, кто имел желание расширить свой кругозор, впитывали в себя знания по смежным дисциплинам. Например, архитектор начинал вникать в вопросы развития транспорта, инженерных систем, разбираться, как инфраструктура влияет на архитектурные решения. Потом постепенно приходило понимание того, как в этом процессе участвует власть, население, бизнес. И такие специалисты теперь могут выдавать решения, в той или иной степени устраивающие всех. Они показывают необходимость и достаточность тех или иных условий, возможные и разумные компромиссы.
- Сегодня специальность «градостроительство» получила официальный статус?
Не так давно Минздравсоцразвития утвердил стандарты этой профессии. Более того, введены новые государственные должности, связанные с этой деятельностью. В городах наряду с главным архитектором введен пост главного градостроителя. В организациях, подобной нашей, вместе с ГИПами и ГАПами должны теперь быть и главные градостроители проекта. К специалистам такого уровня предъявляются определенные квалификационные требования. Они должны либо иметь диплом по специальности «градостроительство», либо в процессе своей деятельности получить соответствующее дополнительное образование.
- В каких вузах сегодня готовят специалистов-градостроителей?
Пока еще в очень ограниченном количестве учебных заведений. Я знаю, что обучение этой специальности открылось в МАрхИ (Московском архитектурном институте), Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Петербургские вузы в ближайшее время этого не планируют. Профессия «градостроительство» - пока еще штучный образовательный продукт, требующий преподавателей, обладающих особыми знаниями в различных областях. Сейчас формируются курсы повышения квалификации, переподготовки. Все это, я надеюсь, расширит круг людей, которые понимают проблемы комплексного развития территорий.
- Ваша организация участвует в формировании системы подготовки кадров по этой специальности?
Два года назад мы приняли активное участие в создании учебника «Управление развитием муниципальных образований». Он предназначен для курсов повышения квалификации и освещает ряд проблем градостроения муниципального уровня: экономического развития, стратегического и территориального планирования, нормативно-правового обеспечения. Специалисты нашего института участвовали в создании трех разделов: устойчивое развитие, территориальное планирование, правовое обеспечение.
Учебник получился достаточно толстый. На его основе Академия народного хозяйства при Правительстве РФ провела два крупных учебных курса с представителями муниципальных организаций. Лекции там читали и наши специалисты.
Этот опыт был признан успешным, Академия потом проводила несколько курсов, сейчас создает у себя кафедру. Мы в этом процессе также весьма заинтересованы: нужно готовить кадры, которые придут на смену нашим ветеранам. Также важно повышать квалификацию наших заказчиков, чтобы они понимали значение такого комплексного подхода к развитию территорий.
- Какие вузы поставляют кадры для петербургского градостроительства?
Мы обычно пополняли свои ряды выпускниками ГАСУ, СПбГУ, Университета экономики и финансов, Горного института, Университета водных коммуникаций, Политехнического университета. Несколько лет назад мы разработали программу стажировки студентов старших курсов этих вузов и четыре года проводили ее в стенах нашего института. К нам каждый год приходили по несколько десятков студентов, которые хотели понять, что такое градостроительство и каковы перспективы для работы в данной сфере. Наши специалисты читали лекции, показывали, чем мы занимаемся, организовывали деловые игры. По итогам стажировки студенты выполняли небольшую практическую работу. Через стажировку прошло сотни две-три человек. Подобная практика сыграла положительную роль в развитии института. Мы преодолели характерный для проектных организаций «кадровый голод», и сейчас штат РосНИПИ Урбанистики соответствует стоящим перед нами задачам.
- Расскажите о структуре вашего института.
Сегодня ее основу составляют шесть архитектурно-планировочных мастерских. Они занимаются территориальным планированием и разработкой градостроительной документации для субъектов Федерации, муниципальных образований во всех регионах России. Это достаточно крупные подразделения, включающие в себя представителей нескольких профессий архитекторов, специалистов по городскому транспорту, инженерной инфраструктуре, экономике, охране окружающей среды. Наши мастерские самодостаточны, способны выполнять проект целиком, без привлечения большого количества подрядчиков.
Далее, у нас есть отделение комплексного проектирования, включающее архитектурно-конструкторский отдел, центр менеджмента, инженерно-строительный, сметный отделы. Они занимаются проектами от генплана города до отдельного здания или сооружения. Это достаточно уникальный конгломерат специалистов.
В частности, они разрабатывали комплект градостроительной документации для новой столицы Ингушетии города Магаса. Сегодня они занимаются планированием олимпийских объектов в городе Сочи.
Также у нас есть ряд небольших подразделений, ориентированных на научные исследования. Это центр устойчивого развития, лаборатория экономического анализа, научно-проектный сектор в области инженерного оборудования, лаборатория гуманитарных технологий.
- Какие подразделения возникли за последнее время с учетом новых потребностей рынка?
Большое развитие получила юридическая служба. Это явление нового времени. Мы стали постоянно сталкиваться с юридическими вопросами. Наши проекты приобрели нормативно-правовой характер. Так, например, институт разрабатывает правила застройки и землепользования, которые являются сами по себе нормативно-правовым документом.
Насколько серьезно уделяется внимание подготовке кадров отечественного градостроительства в масштабах всей страны?
Для этого, равно как и решения других важных задач, в прошлом году создано некоммерческое партнерство «Национальная гильдия градостроителей». Наш институт является партнером гильдии, мы ее поддерживаем во всех начинаниях.
Последние годы, наверное, войдут в историю как поворотный этап в развитии нашей профессии. Специальность «Градостроительство» получила официальный статус, образовательные стандарты, научно-методическую базу для подготовки кадров в высшей школе, а также сформировалось авторитетное профессиональное сообщество.
Беседовал Антон Жарков
196191, Санкт-Петербург,
Бассейная ул., д. 21
Работа архитектора-градостроителя - это та основа, без которой невозможно проектирование отдельных объектов, поскольку до того, как построить дом или завод, необходимо определить его место, а это значит - учесть всю совокупность связей будущего сооружения с землей и другими сооружениями. Для этого архитектору необходим взгляд "сверху", позволяющий ему отвлечься от частного и мыслить в категориях целостных архитектурных ансамблей. На основании разработанных учеными нормативов архитектор вычисляет, сколько должно быть в городе детских садов и школ, магазинов, столовых, кинотеатров.
Далее, на стадии генерального плана он решает объемно-пространственную композицию города в целом; здесь особенно важно внимательно отнестись к природному ландшафту, учесть необходимость сохранения экологического баланса. На заключительном этапе работ архитектор создает проект района или города, выполняет его чертежи в различных проекциях, в том числе и рисунки общего вида. Рассчитывает возникающие нагрузки на строительные элементы здания и определяет необходимые материалы и размеры строительных элементов. Определяет конструкцию фундаментов зданий в зависимости от характера почвы. Проектирует оптимальные схемы расположения коммуникаций в районе и в городе.