Гастев научная организация труда. Алексей капитонович гастев как надо работать. Приверженец идей революции

Когда гудят утренние гудки на рабочих окраинах, это вовсе не призыв к неволе. Это песня будущего. Мы когда-то работали в убогих мастерских и начинали работать по утрам в разное время. А теперь, утром, в восемь часов, кричат гудки для целого миллиона. Теперь минута в минуту мы начинаем вместе. Целый миллион берет молот в одно и то же мгновение.

Первые наши удары гремят вместе. О чем же поют гудки! – Это утренний гимн единства!

Поэзия рабочего удара

Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни.

Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой.

Как надо работать

Гастев Алексей Капитонович – революционер, пролетарский поэт и видный деятель в области рационализации труда – родился 26 сентября 1882 г. в г. Суздале Владимирской губернии. Отец его был учителем и умер, когда Гастеву исполнилось два года. Мать Тестева была портнихой. По окончании городского училища, а затем технических курсов Гастев поступил в учительский институт, но был исключен оттуда за политическую деятельность. С 1900 г. участвует в революционном движении. Отдавшись политической работе, скитался по тюрьмам, ссылкам (Вологодская губ., Архангельская губ., Нарым) и работал слесарем на заводах в Петербурге, Харькове, Николаеве, а также в трамвайных парках.

До 1917 г. находился на нелегальном положении. Несколько раз эмигрировал в Париж. За границей работал на заводах. С 1901 г. – член РСДРП. С 1906 г. – активный работник профсоюзов. С 1907 по 1918 г. был членом правления Петроградского союза металлистов, а в 1917–1918 гг. – секретарем ЦК Всероссийского союза металлистов. С момента Октябрьской революции работал в качестве профессионалиста, управляющего промышленными предприятиями и журналиста.

Художественные вещи Гастев начал писать в 1900-х гг. В первый раз его произведение опубликовано в 1904 г. – рассказ «За стеной» из жизни политических ссыльных. Сборники художественных произведений издавались несколько раз под заголовком «Поэзия рабочего удара». Последний сборник вышел в Москве в 1923 г. В начале 20-х годов Гастев оставил деятельность в области художественной литературы и всецело посвятил себя работе по организации труда. Своим последним художественным произведением Гастев считает организованный им в 1920 г. в Москве ЦИТ (Центральный институт труда) ВЦСПС, которым он заведует и который воплощает все легендарные замыслы, вложенные в его художественную работу.

Основным научным трудом Гастева является книга «Трудовые установки» (издана в 1924 г.), где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам.

При решении своей основной задачи – подготовки рабочей силы – ЦИТ применил метод анализа трудовых движений при помощи «циклографии», т. е. фотографии отдельных элементов движения рабочих органов человека. Начав с исследования простейшей рабочей операции – удара, Гастев установил «нормаль» (систему наиболее правильных движений) рубки зубилом. Изучение в течение нескольких лет рубки зубилом вызвало ряд нареканий со стороны критиков ЦИТа, видевших в этой медлительности органический порок «узкой базы». Однако уже в 1925 г. Гастев вполне разработал методику подготовки слесаря, и ЦИТ перешел к обучению токарей, монтеров, кузнецов, строительных рабочих, текстильщиков, авиаторов и т. д. Разработав методику, Гастев перешел к массовому переобучению рабочих, основав для этого при ЦИТе акционерное общество «Установка». Подготовка рабочих по методу ЦИТа требует 3–6 месяцев.

Гастев написал ряд книг, в которых излагает свои взгляды на вопросы профессионального движения, научной организации труда и строительства новой культуры: «Индустриальный мир», «Профсоюзы и организация труда», «Как надо работать», «Время», «Восстание культуры», «Юность, иди!», «Новая культурная установка», «Установка производства методом ЦИТ», «Реконструкция производства» и др. Редактирует журналы «Организация труда», «Установка рабочей силы» и «Вестник стандартизации»…

За этими протокольными строчками (взятыми нами из автобиографии А. К. Гастева в 41 томе энциклопедического словаря «Гранат» и биографической справки в 14 томе первого издания Большой советской энциклопедии), прорываемыми метафорой о «последнем художественном произведении», встает образ революционера, рабочего, поэта, ставшего одним из основоположников Научной Организации Труда, подлинного самородка из россыпи талантов, рожденных Русской Революцией и творивших ее.

В течение многих лет, истекших после тридцать восьмого года, оборвавшего жизнь этого замечательного человека, его дела были преданы забвению. Выросли поколения, не слышавшие не только имени Гастева, но и слов «НОТ» и «ЦИТ». И более чем понятен поэтому исключительный интерес, проявляемый ныне к вопросам научной организации труда, ценнейшему наследию двадцатых-тридцатых годов.

В 1964 году переиздана «Поэзия рабочего удара». Фантастические гиперболы и классовый пафос гастевских стихов и публицистики, ассоциировавшиеся у его сверстников с «пролеткультовскими» двадцатыми годами, неожиданно и органично «вписались» в сегодняшнюю явь. Призывы Гастева к «переделке человека», к построению «социальной инженерии», казавшиеся многим его современникам фантазерством, оказались понятными и близкими людям шестидесятых годов с их «кибернетическим» строем мышления. Предисловие к новому изданию «Поэзии рабочего удара», статьи в журналах и газетах, воспоминания друзей и современников воссоздают этапы замечательной биографии Гастева, столь скупо рассказанной (увы – не до конца) им самим: 1900 год – первая ссылка, побег, Швейцария, Париж, возвращение в Россию. 1905 год – руководство боевой дружиной в Костроме, большевистские организации Иваново-Вознесенска, Ярославля. IV съезд партии (Гастев-«Лаврентий» – член большевистской, ленинской фракции), снова арест, снова ссылка, снова побег, снова эмиграция, снова возвращение… И все время – работа на заводах («увольнение» всегда шло по этапу…), а в промежутках – «отдых» и занятия «изящной словесностью» в пересылках. В нарымской ссылке – первые мысли о «социальной инженерии». Снова Париж, и снова Петроград… Революция, возвращающая Гастева из очередной ссылки, активизация работы в профсоюзах. Затем Украина – руководство «Советом искусств» и прерванные деникинщиной планы организации «Школы социально-инженерных наук» (прообраз ЦИТа). В 1918 г. Гастев направляется в Нижний-Новгород чрезвычайным комиссаром Сормовского завода. Снова работа на заводах (Москва, Николаев, Харьков). Работа в ВЦСПС. Последний «конструктивно-поэтический» опыт – «Пачка ордеров» (опубликована позже, в 1921 году).

И, наконец, – организация Института Труда при ВЦСПС (1920 г.). В августе 1921 г. Институт стал называться Центральным в результате декрета Совета Труда и Обороны за подписью В. И. Ленина. Незадолго до этого Гастев последний раз встретился с Ильичем. «Хочется мне помочь т-щу Гастеву, заведующему Институтом Труда, – написал тогда Ленин заместителю наркома финансов А. О. Альскому. – …Такое учреждение мы все же таки, и при трудном положении, поддержать должны».

Именно этому – последнему и главному «художественному произведению» Алексея Капитоновича и посвящена настоящая книга.

Рассказчиком будет сам Алексей Капитонович. Мы не будем ни перебивать его, ни дополнять назойливыми разъяснениями. Читатель сам сможет убедиться в понятности (и актуальности) мыслей и дел тех не столь уж давно минувших дней и вынести по их поводу свое суждение. Напомним лишь самые основные факты.

ГАСТЕВ Алексей Капитонович , российский учёный и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда в России. Во время учёбы в Московском учительском институте в 1901 году вступил в РСДРП; исключён из института за участие в уличной демонстрации.

С 1900 года активно участвовал в революционном движении, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В эмиграции (Париж) окончил Высшую школу социальных наук (1904). Вернулся в Россию в начале 1905 года. В 1908-м вышел из состава РСДРП [вновь вступил в ВКП(б) в 1931). В тюрьмах и ссылке написал ряд литературных произведений: «Моя жизнь», «Мы всюду», так называемую «сибирскую фантазию» - «Экспресс» и др. Печатался с 1904 года (рассказ «Проклятый вопрос»). После 1917 на профсоюзной и научной работе. Организатор и руководитель Центрального института труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920-38). В 1924-26 - заместитель председателя Совета по научной организации труда (НОТ) при Наркомате РКИ, в 1932-1936 - председатель Всесоюзного комитета стандартизации при СТО. Организатор акционерного общества «Установка» (1928), готовившего на хозрасчётных началах кадры для промышленности.

Гастев стремился создать индустриальную педагогику на основе идеи «социального инженеризма», построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития производства, социальном и трудовом экспериментировании. В 1921 году в программной статье «Наши задачи» Гастев обозначил основные методологические принципы своего подхода к НОТ: решающими факторами развития организации труда являются техника и логика движения технологии, требующие для своей реализации новый тип работника; современное производство предусматривает превращение каждого станка в исследовательскую лабораторию, где разворачивался бы поиск всего нового, рационального, экономного; законы становления культуры труда определяются «методологией машинной работы с её аналитизмом... нормировкой».

Его идея воплотилась в «установочном методе ЦИТа». Предлагал ввести педагогику в «рамки инструкции», противопоставляя «субъективному искусству педагога» «объективное» воздействие «установок». Под «установкой» понималось формирование ориентаций личности, ведущих к автоматизму деятельности через «культурные установки», био-установки» и др. По сути, Гастев выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926) об обучающих автоматах. Наиболее полное воплощение установочный метод получил в доктрине «трудовых установок» («системе ЦИТа») - совокупности организаторских приёмов, навыков, «рефлексов», объединённых в динамичные комплексы движений, доведённых до автоматизма. Человек в системе Гастева выступал как продукт среды. В то же время Гастев считал, что автоматизм поведения не отрицает творческого начала, а создаёт для него необходимый рефлекторный базис. По методикам ЦИТа было подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих, на многих предприятиях внедрена прогрессивная система организации труда и управления. Труды Гастева способствовали становлению в России психологии труда, инженерной психологии и др. Награждён орденом Красного Знамени (1926).

В 1938 году репрессирован; реабилитирован посмертно.

Соч.: Время. М., 1923; Снаряжение современной культуры. Хар., 1925; Установка производства методом ЦИТ. М., 1927; Как надо работать. 2-е изд. М., 1972; Трудовые установки. 2-е изд. М., 1973.

Лит.: ЦИТ и его методы НОТ. М., 1970; Гастев Ю. А. От «социальной инженерии» к кибернетике. О методологической концепции ЦИТа // Гастев А. К. Трудовые установки. 2-е изд. М., 1973; Луначарский А. В. Воспитание нового человека // Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976; Крупская Н. К. К вопросу о подготовке рабочей силы // Крупская Н. К. Педагогические сочинение М., 1979. Т. 3; Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940). М., 1980; Перцов В. О. А. Гастев // Перцов В. О. Современники. М., 1980. Т. 1.

Будучи поэтом большевистской эпохи, этот человек стал новатором в системе управления производственным процессом и организации труда. Он предпринимал попытки разработать теорию индустриальной педагогики, которая раз и навсегда нивелировала роль психологии ремесленничества.

А еще Гастев Алексей Капитонович прославился на поприще стихосложения. Кроме этого, этот человек тратил много времени на помощь простым людям. Его многочисленные научные монографии и сегодня актуальны для кадрового звена менеджеров, пытающихся грамотно организовать рабочий процесс. Так кто же он, Гастев Алексей Капитонович, и что вообще известно об этом, безусловно, талантливом человеке? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Годы детства и юности

Итак, герой статьи - Гастев Алексей Капитонович. Биография кратко этого общественного деятеля, поэта, революционера и теоретика организации труда наверняка будет полезной хотя бы для общей образованности.

Он появился на свет в городе Суздале. Гастев Алексей Капитонович (дата рождения - 26 сентября 1882 года) очень рано потерял отца, который учительствовал в обычной школе. Оставшись с матерью, которая зарабатывала шитьем одежды, он с детских лет ей помогал, чтобы их семья не оказалась за чертой бедности. И, несмотря на тяжелое материальное положение, мальчик все же пошел учиться в школу.

Перспектива стать педагогом

Более того, после ее окончания Гастев Алексей Капитонович сначала поступает в училище, а затем становится слушателем технических курсов. Юноша проявляет прилежность в учебе, поэтому у него есть все шансы стать студентом столичного учительского института, и он не упускает такую возможность. Однако в молодые годы он сильно увлекся революционным движением, поэтому вышеуказанный вуз он не окончил по причине его исключения из оного.

Приверженец идей революции

В восемнадцатилетнем возрасте Гастев Алексей Капитонович становится ярым активистом в политической жизни страны, поддерживая «леворадикальные» течения.

Он пополняет ряды РСДРП. Естественно, молодой человек попадает в поле зрения сотрудников жандармерии и подвергается многочисленным арестам и ссылкам, отбывает наказание в Архангельской, Вологодской,

В перерывах между ссылками он трудится рабочим на промышленных предприятиях Харькова, Санкт-Петербурга. В 1906 году юноша начинает пропагандировать и поддерживать профсоюзное движение. Вплоть до Октябрьской революции Алексей Капитонович, находясь на родине в статусе нелегала, неоднократно скрывался от властей за границей, в частности в Париже.

В 1907-м Алексей Капитонович Гастев, биография которого содержит немало интересных и примечательных сведений, вошел в состав правления Петроградского союза металлистов и вскоре после этого стал секретарем ЦК этой структуры. Но после революции его акценты в профессиональной деятельности несколько сместились.

Нива писательства

В начале 20-го столетия Алексей Капитонович Гастев, фото которого еще не появлялось в прессе, начинает раскрывать свой талант поэта.

Его дебютное произведение, появившееся на страницах печати в 1904 году, называлось «За спиной». Это был рассказ, повествующий о непростой жизни политических активистов, подвергшихся ссылке в отдаленные уголки Родины. Спустя некоторое время стали издаваться сборники произведений Гастева, последний из которых вышел в 1923 году в Москве.

Новые горизонты

В начале 20-х годов Алексей Капитонович постепенно оставляет поприще художественной литературы и все больше начинает увлекаться проблемами рационализации труда. Он инициирует создание Центрального института труда (ЦИТ) при ВЦСПС и сам возглавляет свое детище.

Именно благодаря этой структуре Гастеву удается воплотить в жизнь все свои замыслы, изложенные в научных монографиях. За то время, что он возглавлял ЦИТ, экс-революционеру удалось обучить своим методикам сотни тысяч кадров, причем, по отзывам директоров предприятий, они стали грамотнейшими специалистами своего дела.

Слава о заведении, руководителем которого был Алексей Гастев, начала распространяться с огромной скоростью, и вскоре преподаватели ЦИТа стали инструктировать кадры в самых отдаленных регионах СССР.

Актуальные вопросы организации рабочего процесса

Естественно, в 30-е годы имелись серьезные огрехи в системе организации труда на советских предприятиях.

Как раз на них и обратил пристальное внимание Гастев Алексей Капитонович. «Как надо работать?» - именно так называется его научный труд, посвященный вопросам грамотного планирования рабочего процесса. Его автор подчеркивал, что рабочий человек изначально не знает, как работать в коллективе, и нередко противится подчиняться человеку, который по карьерной лестнице стоит выше.

И, конечно же, порой работник пренебрегает инструктажем, который поступает сверху, не видя ничего зазорного в этом. Именно эти проблемы подробно рассматривает Гастев, и, как показывает практика, после прочтения литературы, человек действительно хочет стать исполнительным и дисциплинированным работником.

«Стихийная распущенность - корень зла»

Автор считал, для развития индустриализации нужна революция в культуре. И культурное воспитание не будет иметь развитие, если не будет борьбы со «стихийной распущенностью» и насаждения в обществе правил бытовой культуры, которые регламентируют режим правильного питания и отдыха, планирования дня. Но одного этого недостаточно, чтобы исправить ситуацию.

Необходимо улучшать социально-психологическую атмосферу в обществе, что позволит индивиду контролировать свое поведение и эмоции.

«Бережливое мышление»

В 1924 году выходит еще одна фундаментальная работа Гастева. Она называется «Трудовые установки». В этой монографии Алексей Капитонович подробно проанализировал обучающую трудовым приемам теорию ЦИТа.

Его научная доктрина стала предпосылкой создания современных принципов бережливого мышления. Гастев напечатал несколько методических рекомендаций по подготовке целого ряда специалистов, в числе которых: слесарь, текстильщик, монтер, кузнец, авиатор, токарь. В своем исследовании, цель которого заключалась в подготовке рабочей силы, Алексей Капитонович задействовал метод изучения движений при выполнении той или иной работы.

В качестве инструмента для проведения анализа он выбрал циклографию (снимки некоторых элементов движения органов человека, участвующих в труде). Добившись успеха в проведенных исследованиях, он перешел к глобальному переобучению специалистов, учредив для этих целей коммерческую компанию «Установка». Колоссальный опыт довоенных и постиндустриальных лет, поездки за границу на передовые предприятия, дали возможность ученому спродуцировать теорию принципы которой взяли на вооружение даже США.

А вот советские чиновники скептически отнеслись к бережливым принципам Гастева, и его научные изыскания, изложенные во множестве монографий, были ими проигнорированы.

В начале 30-х годов Алексей Капитонович стал главным редактором журнала «Вестник стандартизации». Также он работал в печатных изданиях «Установка рабочей силы» и «Организация труда».

Ученый старался воспринимать мир творчески. В своих научных трудах он уже не касается тем мировой революции и космополитизма, его более заботят проблемы простого человека. Их практическое значение огромно и в сегодняшнее время.

В 1938-м ученого взяли под стражу по ложному доносу «чекисты». А в 1939 году Алексей Гастев был расстрелян.

Несомненно, лидером отечественной науки управления и НОТ в 20-е годы был Алексей Капитонович Гастев, трагически погибший в годы сталинских репрессий. А.К.Гастев (1882– 1941), экономист, социолог, был активным деятелем революционного и рабочего движения в России. Он окончил городское училище и технические курсы в Суздале, поступил в Московский учительский институт, откуда был исключен за политическую деятельность, неоднократно подвергался арестам и ссылкам, до 1917 г. находился на нелегальном положении. В этот период эмигрировал во Францию, где учился в Высшей школе социальных наук (Париж) и работал на заводах. За плечами у Гастева не только революционный, но огромный производственный опыт: слесарь на заводах России и Франции, а после Октября - один из руководителей на предприятиях Москвы, Харькова и Горького, наконец, в 1917-1918 секретарь ЦК Всероссийского союза металлистов. Известен он и как поэт, его литературное творчество высоко ценили В.В.Маяковский и А.В.Луначарский. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.

Гастев возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ). Институт был самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления. А.Гастев написал более 200 монографий, брошюр, статей. Под его руководством институт превратился в ведущий исследовательский, учебный и практико-рационализаторский центр России в области научной организации труда и управления. Институт сочетал в себе исследовательское, педагогическое и консультационное учреждение, чего ещё не было даже в Европе. Таким образом, А. Гастеву и его соратникам удалось сделать одну из наиболее ценных находок в истории мировой организационно-управленческой мысли, а именно – сформулировать и опробовать на практике идею триединого механизма развития научного менеджмента.

Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки - социальной инженерии (социального инженеризма), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства. По методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.

Гастев и сотрудники института понимали, что в условиях крайней разрухи и полной отрезанности от всего культурного мира от них ждут практических указаний того, как следует планировать производство, стимулировать труд, как эффективно работать в конкретной обстановке, чтобы добиться восстановления промышленности страны. Однако, по мнению А. Гастева, проблема, стоявшая перед страной, была гораздо радикальнее, ибо требовалась полная органическая реконструкция всей производственной структуры и прежде всего главной производительной силы - трудящегося.


Решение этой грандиозной задачи ЦИТ связывал с развитием науки о труде и управлении производством, которая должна была выявить и сформулировать принципы, а также разработать методы организации, позволяющие коренным образом преобразовать процесс труда из тяжелого ярма для рабочих в положительный творческий процесс. А.Гастев был убежден, что для создания собственной теории необходимо критически переосмыслить теоретические достижения и практический опыт, накопленные в промышленно развитых странах: ученый считал в равной степени недопустимыми не только подобострастное отношение к новейшим западным научным системам, но и абсолютное неприятие этих же знаний. В связи с этим можно отметить, что идейные постулаты ЦИТ сформировались как оригинальная, самобытная, но вместе с этим вобравшая в себя все самое ценное западной управленческой мысли (прежде всего Ф.Тейлора) концепция. Она охватывала в комплексе сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики, а также содержала в себе зачатки таких наук, как кибернетика, инженерная психология, эргономика, которые получили широкое развитие и распространение в последующие годы. Не случайно сами авторы называли свою концепцию технобиосоциальной.

Алексей Капитонович Гастев

Гастев Алексей Капитонович (1882-1941), поэт, один из зачинателей научной организации труда (НОТ) в СССР. Член РСДРП с 1901, большевик. В 1908 от партии отошёл. Чл. ВКП(б) с 1931. Из семьи учителя. В 1917-18 секр. ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов; в 1918 чрезвычайный комиссар Сормовского завода, затем работал в управлениях ряда заводов Харькова, Николаева, Москвы. В январе - апреле 1919 зав. отделом искусств, чл. коллегии Наркомпроса Украины. В 1920 создал Центральный ин-т труда (ЦИТ, до 1938 - руководитель). Осн. поэтич. сб. Гастева - "Поэзия рабочего удара" (1918). В 1921 вышла последняя книга стихов Гастева - "Пачка орденов".

Гастев Алексей Капитонович (26.09.1882–1941), один из зачинателей научной организации труда (НОТ).

В 1920 организовал в Москве Центральный институт труда, которым руководил до 1938. Автор работ по рациональной организации и культуре труда. Предвосхитил ряд идей, ставших впоследствии составной частью раздела науки об управлении – кибернетики.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Гастев Алексей Капитонович - поэт, прозаик.

Родился в семье учителя. Мать Гастева была портнихой. Рано лишился отца. Учился в городском училище на технических курсах. Поступил в Московский учительский институт, откуда был исключен за участие в политической демонстрации.

С 1901 член РСДРП. За революционную пропаганду был выслан сначала в Суздаль, затем в Вологодскую губ.

В период революции 1905-07 Гастев - снова в России (на нелегальном положении вплоть до 1917). Председатель Костромского Совета рабочих депутатов, руководитель боевой дружины.

В 1906 был арестован и выслан в Архангельскую губ., откуда бежал за границу.

С 1907 по 1910 живет в Петербурге, работает в трамвайных парках, участвует в профсоюзном движении.

В 1908 вышел из РСДРП.

С 1910 живет в Париже, работает на заводах, сотрудничает вместе с А.Луначарским, П.Бессалько, Ф.Калининым в Лиге пролетарской культуры (организация русских литераторов-рабочих).

Первый рассказ Гастева «За стеной» (из жизни политических ссыльных) был напечатан в 1904 в газете «Северный край» (Ярославль) (под псевдонимом И.Дозоров). Тогда же в Женеве отдельной книжкой вышел рассказ Гастева «Проклятый вопрос» (под псевдонимом А.Одинокий). Герой рассказа, рабочий-революционер, мучительно размышляет о любви, «живет между страстью и сознанием».

В 1913 в ряде сентябрьских номеров большевистской газете «Правда труда» (под псевдонимом И.Дозоров) был опубликован рассказ «В трамвайном парке», в основу которого были положены действительные события, свидетелем и участником которых был Гастев (несчастный случай, повлекший волнения трамвайных рабочих). В рассказе отчетливо различима поэтика будущего Гастева: фотографичность, моментальность в изображении происходящего, минимальная описательность в передаче жеста, движения, особая чуткость к звукам, к «гулам», «аккордам». Рассказ «В трамвайном парке» позднее вошел в книгу Гастева «Поэзия рабочего удара», писавшуюся им с 1911 и увидевшую свет в 1918. Произведения, составившие «Поэзию рабочего удара», стихи и рассказы (что весьма условно: проза Гастева интонационно тяготеет к стихам, и наоборот) наполнены предчувствием прихода революции, радостью рождения нового героя, вселенского пролетария, чей образ неотделим от гигантского крана, легко поднимающего горный кряж Гималаев. Этот подъемный кран в сознании поэта - живое существо, способное не только заразить «своими железными думами миллионы строителей-работников», но и вместе с ними «невиданно задерзить» («Кран»). «Лирикой железа» (авторское определение) наполнены и такие произведения, как «Экспресс» и «Башня» (первое - о будущем Сибири, второе - восхищение Эйфелевой башней). Эту лирику Гастева объединяет и время создания - вторая ссылка автора.

«Чтобы написать эту вещь,- говорил о создании "Экспресса" Гастев,- нужно было предварительно посидеть, по счастливой случайности, в нарымской каталажке около трех месяцев и изучить как сибирскую литературу, так и послушать различного рода занятнейшие рассказы сибиряков» ([Предисл.] // Гастев А. Поэзия рабочего удара. М., 1964. С.27). Еще до выхода отдельным изданием (отдельные части книги публиковались по преимуществу в большевистских дореволюционных газет, а во время Октября читались перед рабочими и красноармейцами) книга Гастева получила широкую известность и признание. «Это,- писал В.Хлебников,- обломок рабочего пожара, взятого в его чистой сущности, это не ты и не он, а твердое я пожара рабочей свободы, это заводской гудок, протягивающий руку из пламени, чтобы снять венок с головы усталого Пушкина - чугунные листья, расплавленные в огненной руке» (О современной поэзии // Хлебников В. Творения. М., 1987. С. 633). Эта «стихопроза» Гастева (ритмическая основа которой, с одной стороны, исходит из поэтики трактата Ф.Ницше «Так сказал Заратустра», с другой - предвосхищает более чем на полвека некоторые элементы рок-культуры) своеобразно сочеталась с установками и декларациями Пролеткульта: «Мятежи мысли загуляли по земле. / Что нам затонувшие суда, рухнувшие виадуки, вокзалы, города, государства? / Что гиганты-горы?» Или: «На прощанье мы им сделали идолов. / Таких, каких они просили. / Но в глаза мы всадили рубины, а головы идолам подняли» («Мы всюду»).

«Поэзия рабочего удара» выдержала 6 прижизненных переизданий (последнее состоялось в 1926) и в конечном счете соединила под одной обложкой самые гиперболизиро-ванно-романтические сочинения Гастева, а именно к таким можно отнести ее завершающую часть - «Слово под прессом», более известную под названием «Пачка ордеров» (1921). Пресс в данном случае надо понимать буквально, т.е. устройство для холодной обработки металлов; ордер - технологическая записка. Например, «Ордер 04»: «Призмы домов. / Пачка в двадцать кварталов. / В прессе ее / Сплющить в параллелограмм. / Зажать до 30 градусов. / На червяки и колеса. / Квартало-танк. / Движение диагональю. / Резать улицы не содрогаясь. / Лишняя тысяча калорий работникам».

В отличие от поэтов Пролеткульта («поэт железа и огня» М.Герасимов, «железный мессия» В.Кириллов и др.), отрицавших классическое искусство, но сохранивших русскую метрическую традицию, Гастев был наиболее радикальным поэтом. В его творческом наследии выглядят исключениями из правила стихи «Я люблю», «Первый луч» и «Дума работницы» (стихи с ярко выраженными фольклорными элементами).

В предисловии к известной антологии И.Ежов, отнесший Гастева к «поэтам металла», писал: «Положение пролетариата как класса и коммунистическая идея придают пролетарской поэзии интернациональный и космополитический характер, ибо мы всюду» (Русская поэзия XX в.: Антология русской лирики от символизма до наших дней. М., 1925. С.LV). «Всюду», т.е. мировая революция стала для Гастева почти реальностью. Безграничная художественная фантазия поэта создает образ колоссальной арки в виде обнявшихся рабочих, размеры которой сместили земную орбиту, и поэтому революция выходит на просторы Вселенной. Под этой аркой строятся в колонны «дредноуты, танки, мосты, станки, пулеметы, солдаты, сумасшедшие, калеки, младенцы...» («Арка в Европе»). Свое творчество Гастев понимал в первую очередь как работу на революцию. Ссылка или тюрьма предоставляли время на такую работу: «Мы как будто оставались не у дел и должны были браться за художественное перо. Отсюда страшная гипертрофия увлечения в этой литературе чем-то особенным, претензия на проведение новых путей, которые крестились пролетарскими, сверхпролетарскими и т.д.» (Поэзия рабочего удара. С. 29).

Дальнейшая биография Гастева выглядит так: 1917-18 - секретарь ЦК Всероссийского союза рабочих металлистов.

В 1919 он возглавляет Всеукраинский Совет искусств.

В 1920 им был организован в Москве Центральный институт труда при ВЦСПС (ЦИТ), возглавляемый им до 1938.

С 1931 - член ВКП(б). Работу в ЦИТ Гастев считал главным делом своей жизни. В очерках-рекомендациях «Восстание культуры» (1923) и «Как надо работать» (1921-27) Гастев призывает к творческому взгляду на мир, на самые простые, окружающие человека вещи: молоток, нож, топор. Написанные в доступной форме, эти книги уже не несут идей мировой революции, космополитизма и космизма, свойственных пролеткультовцам, но, наоборот, наполнены тревогой ученого и государственного деятеля за судьбу Родины, за ее слабую производственную культуру, под которой Гастев понимал и культуру в целом.

В 1938 Гастев был репрессирован, реабилитирован посмертно.

В.А.Прокофьев

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005, сс. 465-467.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Индустриальный мир. Харьков, 1919;

Время. М., 1923;

Трудовые установки. М., 1924;

Новая культурная установка. 2‑е изд. М., 1924;

Установки производства методом ЦИТа. М., 1927;

Нормирование и организация труда. М., 1929;

Как надо работать. 2-е изд. М., 1972.

Поэзия рабочего удара: Как надо работать: Практическое введение в научную организацию труда / предисл. С.Кирсанова. 2-е изд. М., 1972.

Литература:

Назаров И.Л. Встречи и письма. Владимир, 1957;

Паперный 3. Волевое слово // Гастев А. Поэзия рабочего удара. М., 1964;

Луначарский А. Отзыв о «Поэзии рабочего удара» // Вопросы литературы. 1964. №1;

Карпов А.С. Стих и время. М., 1966;

Раков В.П. Поэзия труда и борьбы // Вопросы истории и теории литературы. Челябинск, 1968. Вып.3;

Перцов В. А.Гастев // Перцов В. Современники. М., 1980. Т.1;

Кормилов С.И. Поэтика метризованной прозы (советский период) // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1991.