Самые неудачные инвестиционные проекты в мире. Самые неудачные бизнес-решения. Не концентрируйте внимание лишь на эффективности

На страницах нашего журнала мы часто говорим об успешных бизнес идеях и как-то забываем освещать промашки бизнеса, особенно крупного. Давайте исправлять ситуацию, к тому же очень интересно подумать о причинах подобных неудач. ведь у крупного бизнеса есть всё - день, целые отделы аналитики и маркетинга.

Инвестиционная компания ОНЭКСИМ известила о стартовавшем проекте по созданию народного, экологически чистого автомобиля. Бюджет его составил порядка 150 миллионов евро. Разработчики заявили, что производство машин промышленными темпами начнется в 2012 году. Недалеко от Петербурга прошла презентация цены на новый автомобиль порядка 360 тысяч рублей. Потом сроки запуска пришлось отложить на 2013 год. И вот в начале этого года стало известно, что первенец сойдет с конвейера к марту 2015 года. Приблизительная стоимость так же возросла до 500 тысяч рублей.

Эксперты полагают, что выпуск е-мобилей останется мечтой, так как коллектив не слишком опытен, а сам проект недостаточно финансируем. ОНЭКСИМ в 2011 году призналась, что в поиске соинвесторов. Источники оценили, что для поддержания проекта еще необходимо инвестиций на сумму 115 млн. евро.

Солнечные батареи

Неудачным примером российского крупного бизнеса послужит проект «Роснано» и группой «Нитол» по изготовлению поликристаллического кремния, который применяется в солнечных батареях «Усолье-Сибирский силикон». С начала 2009 года фирма инвестировала в новый проект 9,4 млрд. руб.

Но данная сфера стала убыточной. Переработка превысила рыночные цены в семь раз. Теперь «Нитол» просит у государства дотацию равную 4,7 млрд. рублей на развитие производства. Мнение экспертов следующее, что у такого производства нет будущего, так как Россия не та страна, где солнечная энергия будет на первом месте как, например в Испании. В ней солнечная энергия привела к повышению цен на электроэнергию.

Сладкое распятие.

В 2004 году американская Russel Stover кондитерская компания выпустила новый продукт. Это была шоколадка в форме распятия пятнадцати сантиметров. Верующее население было возмущено новинке. К нему присоединились высокопоставленные клерики, которые так же посчитали, что распятие в виде шоколада не самый лучший способ донести религиозные чувства.

Традиции Форда.

Генри Форд, впервые в 1908 году, на автомобильный рынок выпустил свою модель Т. В те годы это был первоклассный автомобиль. Время не стоит на месте и автомобильный рынок усиленно развивался. Кроме того появлялись другие компании, а с ними и новейшие модели и типы машин. Но Генри Форд глава Ford Motor не желал приступать к выпуску новых моделей, и компания выпускала все тот же Т. В итоге Генри Форд, лишился 45 процентов рынка.

В бизнесе (как и в жизни) бывают случаи, когда хочется закрыться дома, грустить и никому не показываться. Например, когда заказал большую партию товара по акции, и пришло фуфло, или когда подвел давний партнер и даже трубку не берет.

Молодым бизнесменам переживать такие ситуации труднее всего. Но один провал - не повод закрывать бизнес и уходить в дауншифтеры. Мы собрали четыре истории разной степени тяжести от опытных предпринимателей, где они рассказывают, что пошло не так и чему они научились на своих ошибках.

Имена изменены, но истории реальны.

Не спешить, если пожара не видно

Кроме части моих нейронных связей тогда никто не пострадал. Помогла смекалка и способность логически мыслить. С тех пор я больше не ведусь на спешку вообще. Пожара не вижу - значит все проверяем от и до. Можно медленно и «с перекурами», но тщательно.

Не обещать сделать то, чего не умеешь

Однажды я взялся делать проект интернет-магазина с подключением к к европейскому агрегатору товаров. Таких проектов в России было на тот момент всего 6, а у нас не было опыта даже с обычными интернет-магазинами. Заказчик хотел сайт на одной системе управления, но в итоге, когда мы уже взяли бабло, сказали ему, что сделать на этой системе не сможем (было стыдно). Предложили другой вариант, и слава Господу, что я нашел человека, который смог это сделать.

В конечном итоге сделали все хорошо, не заработав, правда, на этом проекте даже 1000 рублей - работали ради работы. И все-таки заказчик попросил перенести вебсайт на другую систему управления - bitrix (с ними мы вообще никогда не работали).

Я не стал консультироваться с программистом и командой, и назвал ему сумму за работы «с потолка». В дальнейшем оказалось, что я взял в 2,5 раза меньше, чем стоит разработка. Говорить: «Платите мне еще денег! В 4 раза больше!» было уже не вариант. По крайней мере я так думал. Я понял, что за свои деньги делать сайт заказчику не буду, пришлось отказать ему. Было очень стремно, казалось, что это провал, боль и вообще конец.

Спустя полгода я узнал, что этот заказчик все-таки перенес свой сайт на bitrix, и заплатил за это больше 450 тысяч рублей (я простил 140 тыс.). После этого стало обидно: я мог объяснить, что неправильно рассчитал стоимость работ и нужно увеличить бюджет, а не бояться, что наглею.

В итоге я больше не беру уникальные проекты, не посоветовавшись с их непосредственным разработчиком.

Объяснять, что входит в стоимость работ

В общем, дело было так: накануне нового года звонок из Ханты-Мансийска (богатые севера, крутяк!) - «Нам срочно нужен сайт для нашего ЧОПа!!! Нужен вчера! Платим двойную цену или сколько скажете». Назвала стандартную цену, сделали вчера, ударили по рукам, запустили в свет. Где-то к февралю звонок от ЧОПовцев: «А почему наш сайт не показывается на первой строчке Яндекса?». Объясняю, что SEO - дополнительная услуга, за нее как бы платить надо (2011 год был, все такое). Директор ЧОПа на меня орал матом, говорил, что приедет в «наш сраный Екатеринбург», а еще у него есть табельное оружие. И никто потом ничего не докажет.

В итоге я вернула ему деньги, конфликт был исчерпан. Сайт постоял в интернете под купленным для заказчика доменом, но потом самостоятельно закрылся. С тех пор всегда рассказываю заказчикам, что поисковое продвижение не входит в разработку сайта. По три раза, разными словами. И что оно может по итогу стоить в несколько раз дороже самой разработки сайта. И что в соцсетях продвигаться - это тоже не равно разработке сайтов.

И еще 6 правил, которые хорошо бы соблюдать

Моя главная неудача в бизнесе - полное разорение.

Дело было даже не в России. Все просто: рост курса доллара заставил менять курс развития (цена на товары с Китая выросла). После 2,5 лет работы (полтора года только в плюс и последние полгода в ноль или минимальная прибыль) пришлось закрыться. Это был болезненный удар - я вложил в этот бизнес все деньги.

Затем я занялся другим делом, уже без привязки к доллару, но сильные мира сего съели не прожевав. После занимался выпуском антибуксовочных лент. Почему ушел - читать в пункте №6 правил, которые нужно соблюдать, чтобы не облажаться:

  1. Заниматься выпуском своего товара/продукции, которая не зависит от курса $.
  2. Всегда быть готовым к проверкам со стороны надзорных органов.
  3. Лень. Убрать. Вообще.
  4. Экономия должна быть не везде. И работать ради того, чтобы отложить, нужно не всегда.
  5. Нужно идти в ту сферу, с которой более-менее знаком или в ту, в которую влюблен.
  6. Не работать с друзьями! Друзей потеряете. Но если решились, то нужно договариваться на берегу: с договорами и прописанием всех пунктов партнерства или сотрудничества.

Отказы - это нормально. Учитесь принимать их

Еще одна болезненная вещь в жизни и бизнесе - это отказ. В поставке товаров, в сотрудничестве, в кредите, в конце концов. Не стоит принимать каждый из них близко к сердцу, а затем гуглить «заговоры на неудачу в бизнесе врага». Лучше научитесь справляться с собственными неудачами.

Бизнес — дело рискованное. И даже самые успешные предприниматели не застрахованы от неудач. Мы расскажем о 4 провальных решениях в истории крупнейших компаний: МуSpace, Coca-Cola, Western Union и Kodak.

МуSpace

Еще до появления Facebook и Twitter самой популярной социальной сетью был сайт МуSpace. Всего через месяц после еге запуска (в 2004 году) на нем зарегистрировалось более миллиона человек. Все, от рок-звезд до скучающих подростков, создали страницы и начали «френдить» друг друга. Уже через год МуSpace стал самым просматриваемым сайтом в США. В июле 2005 года Руперт Мердок купил социальную сеть за $580 млн. Он старался побыстрее вернуть вложенные средства. Возможно, это и стало основной причиной потери популярности сайта. Немаловажным фактором стало появление их главного конкурента — Facebook, который не был загроможден рекламой и предлагал аналогичные возможности полностью бесплатно. Пик популярности МуSpace пришелся на 2008 году. В это время количество уникальных посетителей достигало 75,9 млн. человек. Однако, Руперт Мердок не смог справиться с натиском Facebook и в 2011 году продал социальную сеть всего за $35 млн. После этого он признался: «Мы сильно облажались, но я узнал много ценных уроков»

Western Union

На сегодняшний момент Western Union нам известен, как один из самых быстрых способов отправить деньги в любую точку мира. Но впервые компания заработала состояние еще в 19 веке. Первоначально она специализировалась на оказании телеграфных услуг. Передача телеграмм по азбуке Морзе в то время было самым быстрым способом отправить сообщение в разные города и страны.

Когда Александр Белл запатентовал телефон в 1876 году, он хотел заработать и предложил компании Western Union выкупить его революционное изобретение за 100 000 долларов. Это было целое состояние на то время, и они отказались. Руководство Western Union не могло представить себе мир, в котором люди променяют удобную телеграмму на звенящие телефоны. В скором времени изобретение Белла стало очень популярным. Western Union наняли команду изобретателей, в числе которых был и Томас Эдисон, чтобы создать что-то подобное телефону. Белл подал в суд за нарушение авторского права и выиграл его. Телеграммы ушли на второй план, а коммуникациями в течение долгого времени правил телефон.

Coca-Cola

Вкус Кока-Колы известен каждому и является уже неким стандартом в мире газированных напитков. Но первоначальная формула, которую изобрел Джон Пембертон в 1886 году, чуть не была уничтожена с появлением главного конкурента – Pepsi.

Руководство компании было обеспокоено тем, что потребители стали переходить на Pepsi. Было принято решило поэкспериментировать со вкусом.

В течение двух лет компания создавала новый рецепт. Критики были единого мнения: обновленная кола лучше прежней.

23 апреля 1985 года американские потребители впервые попробовали новый напиток. В течение нескольких дней компанию завалили письмами и телефонными звонками с просьбой вернуться к старому рецепту приготовления. Доходило до того, что люди стали продавать «старую» Колу на черном рынке. По всей видимости, за эти два года тестирования новой рецептуры никому не пришло в голову задать вопрос: «Действительно ли люди хотят что-то другое?». Уже через три месяца новая кола была заменена на «Coca-Cola Classic», которую мы и видим сегодня на прилавках магазинов. По состоянию на май 2014 года компания Кока-Кола оценивается в более чем $180млрд.

Kodak

Улыбочку! Более 100 лет компания Kodak была синонимом слова «фотография». Основанная в 1880 году в Нью Йорке, компания занимала более 90% всего рынка. В ней работало около 60 000 человек. В 1975 году один из инженеров Kodak изобрел первый в мире цифровой фотоаппарат, который мог создавать 100 000-пиксельное изображение (0,01 мегапикселей). Руководство компании признало потенциал устройства, однако побоялось отказываться от пленочно-бумажной продукции, которая принесла им несметные богатства. К тому времени, как Kodak понял свою ошибку, другие компании были уже далеко впереди. В 2012 году фирма заявила о банкротстве. К тому времени у компании накопилось 6,8 млрд долл. долгов. Было уволено 50 000 сотрудников. Сейчас Kodak специализируется на выпуске картриджей для принтеров и пленки для кинофильмов.

Если руководствоваться законом Парето, то из 10 запущенных в реальную жизнь идей 8 провалятся и только две выживут. Мы все любим читать , но часто не задумываемся о том, что огромный процент проектов терпит крах и люди теряют деньги. Порой это суммы в десятки и сотни миллионов долларов.

О таких проектах и поговорим сегодня.

Невозможно вести бизнес без риска. С чего все начинается? Ну, первоначально появляется перспективная идея, в которую возникает желание вкладывать деньги. Причем следует отметить, что хочется вложить не только предполагаемую ранее сумму, но и все, что есть на «балансе», только бы получилось! После остается только ждать … авось, повезет.

Посмотрим на топ-6 бизнес-проектов , которые не оправдали ни вложения, ни надежды инвесторов

Средняя цена на автотранспортное средство данного типа, в зависимости от типа комплектации, варьировалась от 450 000 до 490 000 рублей. Выпуск данной гибридной модели планировался на начало 2015 года.

Размер финансовых инвестиций составил примерно 250 миллионов евро. В течение всего этапа разработок было создано всего лишь четыре рабочих экземпляра. Причем один из них в качестве рекламы был презентован самому известному и провокационному российскому политику – Владимиру Вольфовичу Жириновскому.

Кузов произведенного гибрида Ё-Crossback EV имел всего три двери. К большому сожалению сделать гибридную установку не вышло, по этой причине для работы машины используется только электричество. Закрытие проекта состоялось весною прошлого года.

Бизнес-проект №2. Спутник — поисковая система.

22 мая 2014 года разработчики российской компании «Ростелеком» создали поисковую систему и целый интернет-портал, который получил название «Спутник».

Цена разработки – 60 миллионов долларов США. В первые несколько суток число переходов на другие интернет-ресурсы составило более пяти миллионов. А вот уже на начало сентября 2014 года этот же показатель понизился до отметки в 16 600 посетителей. На данный момент, по статистике «LiveIntrnet» ежемесячно на данном интернет-портале бывает не менее чем 1 000 людей.

Бизнес-проект №3. Транспорт на двух колесах Segway.

Размер финансовых инвестиций – 125 000 000 долларов США. Инновационное транспортное средство было разработано специально для того, чтобы стать заменой привычным автомобилям и изменить привычную транспортную систему в принципе. Невзирая на использование продвинутых технологий, данное средство стало альтернативным вариантом «гибрида» пешей прогулки и езды на авто. Но ведь этому уже давно нашлась замена — велосипед, да и стоимость его в несколько десятков раз доступнее.

Сегодня Segway не стал заменой автомобилю. Он стал чем-то вроде аттракциона, на котором можно покататься в ближайшем развлекательном парке.

Ко всему прочему, уже на первых парах изобретение получило плохую славу. В 2010 году миллионер ДжимиХеселден, который является владельцем компании «Сигвей», в возрасте 62 лет погиб прогуливаясь на инновационном двухколесном транспорте. По нелепой случайности он не смог справиться с управлением и сорвался в речку в Великобритании.

Бизнес-проект №4. Yotaphone.

Данная разработка была выпущена в свет в конце 2013 года. Над проектом совместно с другими трудилась отечественная производственная организация «YotaDevices». Этот lte- телефон оснащен двумя действующими независимыми экранами – жидкокристаллическим и дисплеем, который работает при использовании технологии «‘электронные чернила».

В прошлом году вышла новая модель – Yotaphone 2.

Размер инвестиционного фонда – около 50 миллионов долларов США. За первые тридцать дней в розницу было продано около 600 экземпляров. Сегодня эту разновидность «умного телефона» можно приобрести на рынке, но, к большому сожалению, особой прибыли от этого инвесторы не чувствуют.

Бизнес-проект №5. Сервис Bippy.

Сервис Вippy предназначен для того, чтобы пользователи сети могли делиться с друзьями новостями о своих последних приобретениях, сделанных с помощью карты.

Размер инвестиционного капитала – 13 000 000 долларов США.

Идея не сработала, потому как мало кто из пользователей сети Интернет захотел предоставлять компании-разработчику данные о паролях своих банковских карт. Да и ко всему прочему, покупки в сети не так уж и интересными среднестатистическому обывателю.

Бизнес-проект №6. Авто от производителя «Marussia Motors».

В 2007 году известным автогонщиком и шоуменом Николаем Фоменко при поддержке бизнесмена Ефима Островского была основана одна из самых крупных отечественных автомобилестроительных компаний. Именно эта организация занималась производством «спорткаров» «Маруся».

Уже спустя 7 лет данная компания была объявлена банкротом, и все ее имущество распродали на аукционе.

Общий вклад в проект составил 100 000 000 евро. Но, к большому сожалению, концепт нового автомобиля оказался неспособным к жизни и, как следствие, серийного производства «спорткара» не случилось.

Проект «Маруся» был не единственным.

В начале 2014 года на государственном уровне было выделено 3 600 000 000 рублей для разработки автотранспортного средства, предназначенного для правящих лиц страны. Рабочее имя разработки – «Кортеж». Бюджет планировалось использовать в течение двух последующих лет.

Занимались разработкой ФГУП НАМИ и концерн «MarussiaMotors».

Одни предприниматели умеют находить и продвигать идеи, зарабатывая на них миллионы. Но существует и другая категория бизнесменов, к которым деньги приносят практически «на блюдечке с голубой каемочкой», однако они все равно умудряются упустить свой шанс! Представляем вам 5 неудачных бизнес-решений, ставших уже почти классикой, на которых компании умудрились потерять миллионы и даже миллиарды долларов.

Пожалуй, одним из самых известных примеров в сфере шоу-бизнеса является отказ компании Decca Records от начинающей группы The Beatles. Майк Смит, ответственный за оценку новых талантов в лондонском офисе компании, поехал в Ливерпуль с целью поиска новой группы. После прослушивания Дик Роу решил, что их лейблу The Beatles не подойдет так как, по его мнению, время гитарных квартетов уже давно прошло, они попросту никому не интересны. К тому же The Beatles были уже слишком похожи на популярный в то время коллектив The Shadows (знаете таких?). Но вот EMI Records, придерживаясь другого мнения, заключили с начинающей группой контракт и не прогадали - The Beatles стали популярны после первого же выступления!

2. «Коммерчески невыгодная электрическая игрушка»

Однажды к Вильяму Ортону, президенту телеграфного подразделения компании Western Union, пришел изобретатель, предложивший приобрести у него патент за 100 тысяч долларов. Для XIX века эта сумма была просто неслыханной! Естественно, Вильям ответил отказом, обозвав изобретение «коммерчески невыгодной электрической игрушкой». Но Александр Белл не стал расстраиваться и организовал собственную компанию AT&T, которая, впоследствии, стала одной из самых прибыльных в бизнесе!

3. The New-York Times распространяет пин-коды подписчиков

Руководство издания The New-York Times решило сократить расходы на бумагу. Было решено, что связки газет будут упаковываться в так называемые «оборотки», ненужные офисные документы. В итоге продавцы прессы в Вустере, штат Массачусетс, получили тираж, на упаковке которого значились номера и пин-коды карт 240 тыс. подписчиков New-York Times!

4. Новая модель Форда

Генри Форд в свое время произвел революцию, выпустив автомобиль с отличными характеристиками и приемлемой для среднего американца ценой. В течение следующих 15 лет автомобилестроение активно развивалось, появлялись новые компании-производители, которые выпускали современные автомобили. Исключением оставалась только компания Ford Motor, которая продолжала выпускать модель Т с теми же характеристиками и дизайном. В результате Генри Форд потерял свои 45% рынка.

5. Schlitz vs Budweiser

40 лет назад Schlitz был вторым по популярности пивным брендом в Америке, уступая только Budweiser. Роберт Юйхлейн, директор компании, решил выйти на первую позицию путем уменьшения стоимости ингредиентов и ускорения процесса брожения, чтобы сварить больше пива по более низкой цене. Такая технология поначалу принесла ему огромную прибыль! И все было бы хорошо, если бы пиво не было ужасным на вкус и не портилось, образуя отвратительную на вид слизь. Далее последовало еще одно неудачное решение - компания решила ничего не предпринимать. Итог: продажи близки к нулю, репутация компании практически на нуле. Подняться компания Schlitz так больше и не смогла и была выкуплена конкурентами из Stroh Brewery.