Плагин для устранения шума. Лучшие плагины для фотошопа: как ускорить и оптимизировать работу Плагины с функцией подавления шумов


Размер: 2123 КБ
Цена: 59.90$
Совместимость с другими редакторами: есть
Независимое приложение: есть

Повышение чувствительности сенсора цифровой фотокамеры приводит к появлению на фотографиях зернистости, которую также называют шумом. Чувствительность измеряется в единицах ISO. Современное любительское оборудование позволяет создавать четкие малошумные снимки, используя ISO свыше 1000, а ведь буквально несколько десятков лет назад советская черно-белая пленка с чувствительностью 64 единицы считалась стандартом, выше которого немногие решались подняться, ибо снимки получались с очень большой зернистостью. И все равно, несмотря на столь заметный прогресс, пользователи жалуются: фотографии довольно часто получаются с большим уровнем шума. Подавление зернистости возможно с помощью специального класса программного обеспечения, одним из которых является Neat Image Pro.

Программа распространяется в виде плагина Adobe Photoshop или независимого приложения. Во втором случае с официальной страницы можно загрузить версии для Windows и для Mac OSX. Кроме того, доступен вариант, специально оптимизированный под Wine, пакет для Linux, позволяющий запускать в открытой системе многие приложения Windows.

Подавление шума состоит из двух этапов. Сначала необходимо определиться с алгоритмами обработки изображения, а дальше остается лишь применить фильтр. Первый этап называется профилированием.

Создание профиля необходимо, чтобы программа понимала, с каким уровнем шума предстоит бороться, насколько сильна его цветовая составляющая. Данная операция может проходить в автоматическом или ручном режиме. Первый вариант вызывается с помощью кнопки Auto Profile. Следуя логике названия режима, вся операция осуществляется одним щелчком мыши. Программа самостоятельно выбирает участок изображения, на основе которого настраиваются алгоритмы подавления шума.

Ручной режим подразумевает прямоугольное выделение текстуры. Она должна быть максимально однородной. Любые переходы цвета или яркости программа расценивает как шум. Впрочем, при выделении контрастных объектов сразу появляется предупреждение о невозможности создать корректный профиль. Указывается конкретный цветовой канал, где, по мнению программы, присутствует чрезмерная детализация. Если никаких предупреждений не показывается, то, используя контекстное меню, можно запустить процедуру создания профиля.

Профили обычно привязываются к оборудованию и к используемой чувствительности сенсора. Считается, что у фотографий, снятых одной камерой при одном и том же ISO будет идентичная структура шума. Программа позволяет сохранять профили в виде программных установок. На официальной странице находится большое количество профилей для популярных фотокамер, где задействуются различные ISO.

Вторая вкладка, Noise Filter Settings, содержит опции управления снижением шума. Вы можете раздельно управлять цветовой и яркостной составляющей шума. Если убрать цвет, то шум превратится в «благородную» зернистость, напоминающую высокочувствительную пленку. В некоторых сюжетах это даже оправдано, но по-умолчанию программа пытается устранить оба компонента шума. Кроме того, предусмотрено дополнительное повышение резкости изображения.

В состав программы включено большое количество сюжетных программ, позволяющих грамотно снижать уровень шума в различных условиях. Вы можете, например, удалять только крупную зернистость или, напротив, тщательно обрабатывать мелкие детали.

Neat Image Pro содержит несколько полезных утилит. Например, вы можете просматривать содержимое текстуры профиля. Диалоговое окно содержит информацию о качестве профиля, а также численные характеристики различных составляющих шума.

Программа позволяет также создавать профили для сканеров, путем сравнения исходного изображения и его отсканированного варианта. Для этого необходимо распечатать специальный документ – мишень, а затем снова передать информацию в компьютер, уже через сканер.

Neat Image Pro содержит собственный инструмент пакетного преобразования файлов. Вы можете автоматизировать как создание профилей, так и непосредственную процедуру снижения уровня шума. В первом случае необходимо указать папку с документами – мишенями, а во втором - выбрать каталог с исходными изображениями, содержащими шум.

Вы можете работать с двумя типами интерфейса. Они отличаются количеством доступных настроек. Режим Advanced отличается тем, что вы можете управлять степенью снижения шума, учитывая детализацию текстур, а также отдельно регулировать уровень цветовых каналов. Во время профилирования можно управлять эквалайзером, который описывает уровень шума в каждом цветовом канале в зависимости от определенных степеней яркости.

Сегодня мы будем бороться с шумами на фото с помощью мощного и качественного плагина для Photoshop под названием . Это, как я уже сказал, мощный инструмент, где в ручную можно уменьшить каждую составляющую шума, двигая кучу ползунков. Но так, как на сайте у нас все просто, то я вас успокою, для большинства задач хватает автоматических присетов, чтобы убрать шумы до минимума нам нужо будет всего сделать 2-3 клика. Для начала вам нужно скачать и установить этот плагин, затем загрузить Photoshop, а в нем открыть нужную фотографию.

Итак берем это старое фото сделанное старенькой фотокамерой Olympus - C760UZ. Как раз здесь вылезло очеь много шумов, т.к. фото снято с большой выдержкой 4 секунды. Открываем Imagenomic Noiseware Professional , как показанно ниже.

И вот мы в окне плагина

Здесь мы видим кучу настроек, плюс наше фото на котором отчасти шумы уже удалены. Как же оптимально убрать шумы для нашего фото? Не беспокойтесь нам хватит и автоматических настроек. заходим сюда и выбираем шумоподавление в зависимости от сюжета (в основыном актуальны настройки "Ночная сцена","Портрет", "Пейзаж", "Полное шумоподавление").

Для нашего случая "Night Scene" (Ночная Сцена). Но вы всегда сможете выбрать любую другу настройку, возможно вас удовлетворит не та, которой приписана сцена. В этом пункте в зависимости от задач удаляются разные шумы (шумы от высокого ISO, цветовые шумы и пр.). Так же там присутствует функия полного удаления шумов, но пользоваться ей резонно далеко не всегда, хоть и картинка перестанет "шуметь", но вполне могут вылезти другие дефекты, такие как "Ступенчатость неба" т.е. небо получится не плавным градиентом, а ступенями с отчетливыми краями. Помните про золотую середину, и про то, что безболезненно шумы на 100% убрать нельзя. Надеюсь после установки данного плагина, те ваши фото, которые "шумели" станут более красивыми и привлекательными. Кстати, вот, что получилось у меня

Сегодня мы постараемся с вами рассмотреть очень важную тему в обработке фотографий - подавление «шума». Почему я поставил ее в самом начале нашего изучения Photoshop CS? Потому что, пока мы не решим вопрос удаления или снижения «шума» нашей картинки, мы не можем начать ее обработку без ухудшения качества изображения, ведь при любой обработке, както: коррекция уровней, «шарпенинг» и т. д. - мы фактически будем только усиливать «шум» и ухудшать картину.

Безусловно, мы говорим о фотографиях, на которых «шум» присутствует в сильно выраженной форме. Это кадры, полученные с «цифромыльниц», недорогих сканеров или даже с дорогих цифровых зеркальных камер класса DSLR, но снятых при больших уровнях чувствительности (ISO 400 и более). Мы не будем вдаваться в причины, порождающие этот «шум». Для фотолюбителя это принципиального значения не имеет, поскольку он не в силах изменить практические показатели своего фотоаппарата или сканера. Мы рассмотрим разные способы борьбы с этим неизбежным злом, используя встроенные инструменты и операции Photoshop’а, а также, так называемые «плагины» - встраиваемые программные модули сторонних производителей, которые программой рассматриваются как дополнительные фильтры.

Итак, наша фотография открыта. Хочу сказать сразу - старайтесь производить все возможные обработки в шестнадцатибитном режиме (если это возможно). Если вы получили изображение с камеры DSLR, то конвертируйте его из RAW в шестнадцатибитный TIFF, если исходное изображение имеет 8 бит, то переведите в 16. Более подробно преимущества шестнадцатибитной обработки мы рассмотрим в апрельском номере журнала. При восьмибитном режиме вы имеете всего 256 (28) градаций между черным и белым. А при шестнадцати... Как говорится: почувствуйте разницу! (Рис. 1)
Снимок этой симпатичной белочки сделан аппаратом Canon EOS 10D при чувствительности ISO 1600 в условиях достаточно низкой освещенности, что обусловливает увеличение доли «шума» в картинке (особенно в тенях). На первый взгляд все нормально, но давайте увеличим один из фрагментов изображения, содержащий разные элементы фона и переднего плана. (Рис. 2)



И вот фотография представляется совсем не такой радостной, как на первый взгляд. Особенно это заметно на элементах фона. Элементы переднего плана (мех и дерево) в значительной мере маскируют «шум», поэтому основной упор мы будем делать на подавление «шума» в тех местах, где он наиболее заметен. Первым делом мы копируем наше изображение на новый слой, просто стаскивая пиктограмму нашим замечательным пером планшета Wacom Graphire 3 или нажав Ctrl J. Примите на вооружение правило: никогда не работать с исходным изображением - только с копией слоя, тем самым вы сэкономите нервы и время. Более подробно к этой теме мы вернемся в одном из следующих номеров журнала. Я надеюсь, что вы уже перевели (или уже имеете) ваше изображение в шестнадцати битное.
Одним из самых простых и доступных встроенных фильтров для подавления «шума» является фильтр Dust Scratches. («Пыль и царапины»). (Рис. 3)

Для большей наглядности увеличим элемент изображения, содержащий фон и передний план. (Рис. 4)
Сейчас делаем основной упор на подавлении «шума» фона, не особо обращая внимание на изменения, происходящие с элементами переднего плана. Меню фильтра Dust Scratches содержит всего два настраиваемых ползунка - это Radius (радиус), определяющий радиус воздействия фильтра в пикселах. Поскольку наш «шум» носит высокочастотный характер, то устанавливать этот параметр выше значения 56 не имеет смысла. Второй параметр Threshold (порог), устанавливающий чувствительность фильтра (яркостной перепад пикселов, на которые будет воздействовать фильтр). Установите этот параметр по визуальному восприятию картинки (в зависимости от исходного изображения этот параметр может варьироваться в пределах от 0 до 10).
Следующим этапом мы, устанавливая прозрачность нашего корректируемого слоя, установим наиболее приемлемое значение по общему фону, просматривая в увеличенном варианте разные элементы картины. В нашем случае, соблюдая принцип разумной достаточности, вполне удовлетворительным можно считать прозрачность 70 процентов. На этом подавление «шумов» фона можно считать законченным, его мы трогать уже не будем.

Теперь начинаем самое сложное - ручная художественная работа по возвращению элементов переднего плана. Вот здесь особо проявится необходимость работы в отдельном слое. Для примера увеличим фрагмент головы белки. Для реставрации применим элемент Eraser (ластик), включив его клавишей E (не забудьте, что все сокращения быстрых клавиш работают только в латинской раскладке клавиатуры). Размер нашего инструмента регулируется клавишами [ и ], его жесткость клавишами Shift[ и Shift]. Силу воздействия мы регулируем нажимом нашего чудесного пера. Установите для начала прозрачность ластика 30 процентов, нажав клавишу [ 3 ]. (Рис. 5)

Начните стирать от центра к краям. Для того чтобы полностью удалить слой в нужном месте, просто пройдитесь по этому фрагменту несколько раз пером, отрывая его от поверхности планшета перед новым проходом (аналогично нажатию левой клавиши «мышки»). По мере приближения к контуру объекта можете ослаблять нажим пера, при этом слегка затрагивая сам переход в тех местах, где это необходимо. На больших участках увеличивайте размер инструмента, на малых уменьшайте. Конечный результат - дело вашей фантазии и аккуратности. По окончании работы можете свести слои нажатием CtrlShiftE.
Примерно аналогичное воздействие имеет и встроенный фильтр Median в той же панели. Применение подобных фильтров целесообразно именно в таких изображениях, где можно достаточно легко отделить объект от фона и где на основном объекте содержится много мелких деталей, соизмеримых по размеру с «шумом», которые будут его маскировать. Иногда они дают очень приличные результаты при незначительных усилиях. Гораздо интереснее применение дополнительных «плагинов» сторонних производителей, специально предназначенных для подавления цифрового «шума». Такие, например, как Neat Image. На мой взгляд, это одна из лучших программ в этом классе, поэтому мы более подробно остановимся на ее применении и особенностях.
После инсталляции программы в папку PlugIns Photoshop и запуска последнего наш новый «плагин» появляется в списке дополнительных фильтров.
Давайте его запустим. На данном этапе оставим все установки программы выполненными по умолчанию. Поскольку формат нашей статьи не позволяет досконально разобрать весь интерфейс программы и его установки, то рассмотрим только основные возможности. Этого будет достаточно для начала самостоятельной работы. Подробную инструкцию на шестидесяти страницах можно скачать на сайте производителя. Программа имеет две основные возможности определения уровня «шума» (его образца). (Рис. 6)

Первая возможность, это загрузка профиля «шума» с диска (профили «шумов» для разных уровней чувствительности и многих моделей аппаратов выложены бесплатно на сайте производителя программы). Или вы сами можете определить уровень «шумов» своего аппарата при помощи второго метода, сохранить его на своем диске, а потом просто загрузить.
Вторая - автоматическое определение уровня «шумов» по элементу картинки, не содержащему важных элементов изображения (в нашем случае это равномерный фон).
Остановимся на автоматическом определении уровня «шума», поскольку это наиболее интересно читателям. Масштабирование изображения и его перемещение в окне аналогичны окну Photoshop’а. Для определения зоны, которая будет служить тестовой для программы, выделите пером на изображении прямоугольник от левого верхнего угла к правому нижнему. Размер прямоугольника может быть произвольным, но чем он больше, тем точнее будет «шумовой» профиль, построенный программой. При необходимости его можно перетаскивать пером в любую область изображения или нарисовать новый. (Рис. 7)

После этого нажимаем кнопку Auto Profile (автопрофиль). Через некоторое время профиль готов. Теперь переходим в меню Noise Filter Settings и начинаем непосредственно настраивать наш фильтр на максимальную эффективность.
Нажмите кнопку Preview (предварительный просмотр) для наблюдения за воздействием фильтра на изображение, перетащив появившийся квадратик зоны просмотра на нужный участок картинки. Я всегда стараюсь захватить и объект, и задний план. Для лучшего просмотра максимально увеличьте изображение. (Рис. 8)

Как видим, результат автоматической фильтрации схож с предыдущим фильтром, рассмотренным выше в отношении фона, а в отношении объекта он стал более избирательным. При нажатии курсора «мыши» или пера внутри квадрата превью вы можете отменять действие фильтра. Теперь настройкой ползунков фильтра в правой части панели вы можете изменять силу и область воздействия фильтра на изображение. Стандартная панель настройки фильтра содержит следующие настройки (Рис. 9):
Noise Filter Settings - уровни «шума», определенные фильтром в Luminance (яркостном) и Chrominance (цветовом) каналах соответственно.
Noise Reduction Amounts - величина подавления «шума» в этих каналах.
Sharpening Amount - величина усиления резкости изображения.
Перемещая те или иные движки, вы можете в реальном времени наблюдать их воздействие на изображение, при этом рекомендую проверить это на нескольких положениях окна превью на картинке для получения наилучшего суммарного результата.
Отдельно хочу сказать о шарпенинге этого фильтра. Рекомендую для начала устанавливать его не более 30 процентов, если, конечно, вы планируете продолжить дальнейшую обработку. Вопросом поднятия резкости изображений мы займемся несколько позже, поскольку на этапе удаления «шумов» до последующей коррекции изображения поднимать шарпенинг в окончательном варианте не очень хорошо. Это одна из заключительных операций подготовки изображения.

Итак, вы настроили параметры фильтра и применили его к изображению. Дальнейшая коррекция картинки может быть выполнена теми же элементами и способами, что и в описанных ранее методах работы со слоем. Если вы можете сразу определить элементы изображения, к которым нужно применить фильтрацию, то для упрощения работы можно создать маску, о работе с которой мы поговорим в следующем номере.
После того как вы освоитесь с работой стандартной панели настройки фильтра, можете перейти к Tools\Advanced Mode (расширенный режим). Это позволит вам более гибко настраивать подавление «шумов» в трех раздельных частотных диапазонах High\Mid\Low. Я думаю, эти и другие возможности данного прекрасного фильтра вы освоите самостоятельно, поскольку это очень увлекательное занятие.

Нередко на сайтах, посвящённых программе Photoshop, а порой и в некоторых книгах пишут, что зерно можно имитировать, добавив к изображению шум. Такие горе-советчики, похоже, никогда не снимали на чёрно-белую плёнку и не видели фотографического зерна. Шум, который создаёт программа, имеет правильную («компьютерную») структуру. Зерно на плёнке, напротив, имеет различный размер в тенях, средних тонах и светах.

В программе Photoshop имитировать зерно можно следующим образом. Поверх всех слоёв необходимо создать слой, залитый 50-процентным серым цветом, затем изменить у этого слоя режим наложения на Overlay. Сделать это удобнее, щелкнув в палитре слоёв на значке создания нового слоя при нажатой клавише Option (Alt). В этом случае появится диалоговое окно, в котором можно сразу задать режим наложения.

Затем нужно добавить к этому слою шум, выбрав команду Filter->Noise->Add Noise и установив флажок Monochrome в открывшемся окне.

Величина зерна зависит от интенсивности шума. Однако созданное таким образом зерно слишком резкое. Поэтому далее к этому слою необходимо применить фильтр Gaussian Blur с радиусом 1–3 пиксела, а затем добавить ещё один серый слой и применить к нему фильтр шума с другими параметрами и также размыть его фильтром Gaussian Blur.

Степень размытия определяется, исходя из размера снимка и необходимой величины «зерна». Затем в зависимости от желаемого эффекта нужно снизить непрозрачность одного или двух «серых» слоёв. «Плёночное» зерно, как правило, имеет больший размер в средних тонах, чем в тенях и светах. Поэтому для уменьшения размера цифрового «зерна» в тенях и светах надо открыть окно Layer Style (Стиль слоя) и, удерживая клавишу Optiosn (Alt), разделить движки в тёмных и (или) светлых тонах для слоя с «зерном».

Такое разделение необходимо для плавного перехода от средних тонов к светам и теням.

Финальная фотография.

Фрагмент снимка с увеличением 150%.

Данную методику добавления зерна можно применять к снимкам, имитирующим мягкую оптику.

Хочу добавить, что хотя такой способ имитации зерна не так уж плох, но всё-таки далёк от совершенства. Для более качественной имитации зерна существуют специальные экшены и плагины.

Соляризация

В течении многих лет фотографы в лаборатории использовали различные техники для художественного изменения фотографии. Это были соляризация и барельеф, изогелия и тонирование, «мокрая» печать и другие. Некоторые приёмы пока невозможно воспроизвести при обработке в Photoshop , имитация других приёмов даёт эффект, похожий на лабораторный. Один из очень красивых приёмов дальнейшего изменения фотографии - изготовление из неё чёрно-белой фотогравюры. В основе этого метода лежит явление соляризации.

Строго говоря, соляризация - явление, при котором переэкспонированная плёнка приобретает свойства обращения. Этот эффект обращения назвали соляризацией, потому что проявленный, но не отфиксированный фотоматериал выставлялся на солнце. (Solarize - подвергать воздействию солнечных лучей.) В соляризации нет ничего мудрёного. Обычный подход состоит в экспонировании плёнки или фотобумаги, неполном её проявлении, засвечивании и окончательном проявлении. Считалось, что соляризация - сложный для фотографа процесс. Это происходило из-за того, что далеко не всем удавалось добиваться многократной повторяемости результатов. Однако это было обусловлено не самим процессом, а отсутствием чётко установленного порядка проведения операций. По существу, соляризованный снимок представляет собой некую смесь негатива и позитива. Гораздо интересней эффект соляризации проявляется на высококонтрастных фотоматериалах, позволяющих из обычной фотографии получить гравюру.

При определённых условиях фотохимической обработки на границах первичного и вторичного изображений возникают тонкие линии, так называемые линии Макки. Изображение оказывается очень плотным, но после контратипирования получается негатив для печати фотогравюры. Если процесс повторить, то происходит раздвоение тонких белых линий. В аналоговой лаборатории способ был достаточно сложным и требовал аккуратности.

Ни один из фильтров программы Photoshop напрямую не позволяет добиться этого эффекта. Фильтр Solarize (Соляризация) применяет к изображению коррекцию согласно «треугольной» кривой и не имеет параметров предварительной настройки.

Но всё же есть несколько способов, позволяющих с помощью программы превратить цифровую фотографию в гравюру. Сначала цветное изображение переводим в чёрно-белое любым удобным методом, например, путём смешения каналов. Прямым переводом в Grayscale лучше не пользоваться, так как можно потерять важную для разделения тонов информацию. Работаем, естественно, с копией изображения.

Способ первый. Применяем команду Filter->Stylize->Solarize. Изображение получается достаточно плотным, и для его осветления и повышения контраста воспользуемся командой Curves (Кривые). Дублируем изображение и повторяем операцию для раздвоения тонких линий. Если сравнить эти два изображения, можно заметить, что некоторые детали предаются хорошо на первой соляризации и хуже на второй, а некоторые наоборот. При этом часть областей меняет тон с чёрного на белый. Переносим одно изображение на другое (при нажатой клавише Shift - это гарантирует их точное совпадение). Дальше следует добавить маску слоя и закрасить те области на маске, через которые должен быть виден нижний слой. Также можно применять эффекты к копиям основного слоя с добавлением масок слоёв. Если необходимо, можно изменить прозрачность и режим наложения. Оригинал и результат:

Фрагмент фотографии 1:1:

Оригинальный отпечаток имеет размеры 40×90 см.

Способ второй. Он немного сложней и тоньше в настройке. Применим команду Curves с параметрами, соответствующими данными,

Плагины

Почти неизменным атрибутом старой фотографии является зерно, которое присутствует практически на каждом снимке, отпечатанном на фотобумаге с увеличением. У некоторых старых фотографий зерно отсутствует, но это не значит, что его не было. Просто снимок был снят на большой негатив, а затем напечатан контактным способом. Существуют разные плагины, или, как чаще говорят, дополнительные плагины для программы Photoshop, предназначенные для моделирования зерна. Большая часть таких фильтров могут имитировать не только зерно, но и чёрно-белую фотографию, тонирование и некоторые другие эффекты.

BWStyler

Этот плагин из пакета фильтров Photo Wiz компании The Plugin Site обладает множеством вариантов настройки и шаблонов. Начинающему пользователю следует начать с режима Photography Mode и выбирать желаемые эффекты из шаблонов: тип плёнки, светочувствительность, характер проявления, тон отпечатка и т.д.

Фильтр можно применять к отдельному каналу или композитному изображению. Как всегда, лучше создать копию слоя и применить фильтр к ней. Возможно, потребуется дополнительная настройка корректирующими слоями кривых или уровней. Зерно, которое создаёт этот фильтр, похоже на настоящее, но, как мне кажется, имеет более жёсткую структуру, чем «плёночное». При работе с фильтром наблюдать эффект следует всегда при 100-процентном режиме просмотра. За размер зерна отвечают два параметра. Параметр Intensity (Интенсивность) контролирует количество зерна на фотографии. Чем выше значение, тем больше зерна. Параметр Size (Размер), как понятно из названия, определяет размер частиц зерна. Значение, равное 1, говорит о том, что размер зерна равен 1 пикселу. Выше отмечалось, что плёнка имеет больший размер зерна в средних тонах, чем в тенях и светах. Параметры Shadow (Тени), Midtone (Средние тона) и Highlight (Света) позволяют увеличить или уменьшить интенсивность зерна в разных тоновых областях. Снижение всех параметров до –100 полностью удаляет зерно. При активной кнопке R внешний вид зерна будет меняться при каждом изменении положения движка, что удобно для настройки изображения в интерактивном режиме. При установке флажка Uniform шум распространяется равномерно по всему изображению, при этом зерно выглядит искусственно. Эта возможность кажется довольно странной, так как практически дублирует фильтр Noise (Шум) программы Photoshop.

RealGrain

У фильтра RealGrain компании Iimagenomic большое число шаблонов, имитирующих различные сорта плёнок и эффектов проявления.

Grain Style (Стиль зерна) - выбор одного из двух параметров Film Grain (Зерно) или Digital Noise (Цифровой шум).
Grain Intensity (Интенсивность зерна) - задаётся уровень зернистости и плотности зёрен на фотографии.
Tonal Range (Тональный диапазон) - раздельная регулировка зернистости для теней, полутонов и светов.
Grain Balance (Баланс зерна) - данная опция распределяет количество тёмных и светлых зёрен, тем самым немного затемняя или осветляя изображение. При значениях, отличных от нуля, зерно становится искусственным, больше напоминая просто шум.

Grain Size (Размер зерна) - если опция Auto Resolution and Image Blur (Автоматическое разрешение и размытие) активна, фильтр RealGrain автоматически вычисляет размер зерна на основе выбранного формата плёнки и конечного размера фотографии. Очевидно, что чем больше размер отпечатка, тем больше зерно. Кроме этого, с увеличением снимка изображение начинает несколько терять резкость. Для достижения такого эффекта фильтр RealGrain немного размывает фотографию на основе указанной интенсивности зерна, формата плёнки и размеров изображения. Например, предположим, что изображение имеет размер 4992×3328 пикселей (16 мегапикселей) и выбран формат 35-миллиметровой плёнки. Фильтр RealGrain вычисляет разрешение так, как будто сканировалась 35-миллиметровая плёнка с разрешением 3600 dpi. Таким образом, на основе заданного формата плёнки и размера изображения RealGrain эмулирует размер зерна для определённого разрешения.

Кроме этого, можно вручную установить разрешение между 1800 и 7200 dpi и размытие изображения от 0 до 40.

Фильтр RealGrain переводит изображение в чёрно-белое более гибко, чем программа Photoshop. Каждый из параметров опции Color Balance (Баланс цвета) контролирует конкретный цвет относительно других цветов при переходе в градации серого.

Например, положительные значения для красных цветов приводят к увеличению яркости красных за счёт всех других цветов, при этом общая яркость изображения сохраняется на том же уровне. Напротив, опция Color Response (Цветовая чувствительность) задаёт степень чувствительности преобразования каждого конкретного цветового диапазона. Например, положительные значения в красных областях переводят красный в светло-серый, не затрагивая яркость других цветовых диапазонов. Кроме преобразования изображение в чёрно-белое, фильтр RealGrain позволяет тонировать фотографию по заданным шаблонам и вручную.

Exposure

Этот фильтр компании Alien Skin Software во многом аналогичен RealGrain. Есть различные шаблоны типов плёнок, поддерживаются тонирование и специальные эффекты. Только перевод изображения в чёрно-белое происходит по методу смешения каналов Photoshop. Такой метод, к сожалению, подходит не к каждому изображению, поэтому прежде, чем имитировать зерно, снимок стоит преобразовать в чёрно-белый в программе Photoshop.

Overall Grain Strength (Общая численность зерна) отвечает за количество зерна на снимке. При нулевом значении большинство других опций контроля зерна недоступно.

Shadow (Тени), Midtone (Полутона) и Highlight (Света) выборочно добавляют зерно в разные по тону участки фотографии. Как уже неоднократно отмечалось, плёнка имеет больше зерна в средних тонах, чем в тенях и светах.

Roughness (Шероховатость) управляет формой края зерна. При небольших значениях зерно мягкое, и на изображении все зёрна имеют плавные тональные переходы. Большие значения дают зерно с острыми краями, более похожими на квадратики.

Push Processing (Перепрояление) имитирует технику лабораторного перепроявления недоэкспонированной плёнки. При перепроявлении всегда растёт зерно, повышается контраст, происходит определённая потеря детализации.

Size (Размер зерна) полностью аналогичен параметру Grain Size фильтра RealGrain. Тут надо помнить, что размер зерна никогда не будет ниже 1,5 пикселей. То есть если снимок имеет размер меньше 3 мегапикселей, зерно превращается в цифровой шум, что выглядит скучно и некрасиво.

На вкладке Age (Старинный) доступны параметры, позволяющие воспроизвести эффекты старых фотографий. Сюда относятся и виньетирование с разной степенью затемнения углов, и эффекты повреждённых негативов, таких как царапины и пыль при печати. Пожалуй, эта самая неудачная опция фильтра Exposure. Фильтр Exposure автоматически добавляет слой к оригинальному изображению, поэтому процесс преобразования более гибок.

Silver Efex Pro

Это фильтр компании Nik Software, пожалуй, самый интересный из всех подключаемых модулей для программы Photoshop. Плагин также можно использовать с программами Lightroom и Aperture. Модуль Silver Efex Pro не только имитирует различные чёрно-белые плёнки, но и воспроизводит эффекты печати и тонирования.

Группа параметров Tonality Controls (Контроль тональности) позволяет менять яркость, контрастность и структуру по всему изображению. При работе с контрольными точками регулировать яркость, контрастность и структуру можно выборочно. Увеличение параметра Structure подчеркивает мелкие детали по всему снимку, а при его уменьшении снижается число мелких деталей и изображение ставится более гладким.

Настройка Protect Shadows/Protect Highlights (Защита теней/светов) работает аналогично команде Shadows/Highlights в Photoshop.

Color Filter (Цветные фильтры) - это опция имитации цветных фильтров, которые используются в чёрно-белой фотографии в процессе съёмки. Параметр Hue (Оттенок, цветность) определяет соотношения цветов в фотографии при переводе её в градации серого. Выбранный цвет фильтра осветляет объекты этого цвета в изображении и затемняет объекты дополнительного цвета. В свою очередь, параметр Strength (Сила) определяет контраст между цветами. Чем выше значение Strength, тем больше контраст между близкими цветами.

В разделе Film Types (Тип плёнки) фильтра заложены шаблоны, которые имитируют разные сорта чёрно-белых плёнок с соответствующим им зерном и передачей цветов в градациях серого. Grain (Зерно) определяет степень зерна на всей фотографии. Параметр Grain per pixel (Зерно на пиксел) регулирует количество зерна на изображении. В левом положении движка зерно получается более грубым, в правом - более мягким. А параметр Hard-Soft как бы разделяет зёрна между собой, делая общую структуру более похожей на шум.

Sensitivity (Цветовая чувствительность) полностью аналогична команде Black & White программы Photoshop и, по существу, представляет собой тональный профиль плёнки, обработанной по стандартному режиму.

Tone Curve (Тональная кривая) полностью аналогична команде Curve (Кривые) программы Photoshop.

Блок команд Stylizing (Стилизация) имитирует различные приёмы печати и дополнительной обработки чёрно-белых фотографий.

В разделе Toning (Тонирование) есть возможность подобрать не только тон самой фотографии, точнее, окрасить оттенки серого в определённый цвет, но и изменить оттенок бумаги. Идентично аналоговой фотографии, когда соединения серебра (это серые и чёрные цвета) заменялись другими солями. Вот эти соли и давали на отпечатках те или иные цвета вместо чёрного. В некоторых программах и плагинах есть команды, которые окрашивают изображение в разные цвета. Однако эти команды просто окрашивают света в один цвет, а тени в другой, не затрагивая белый и чёрный. В отличие от них фильтр Silver Efex Pro именно имитирует процесс печати с последующим виражом. Например, предположим, вы взяли фотобумагу с жёлтой основой и напечатали снимок. Затем произвели тонирование в коричневый цвет. В Silver Efex Pro бумага окрашивается в жёлтый, а изображение - в коричневый. В фильтр заложены несколько вариантов классического окрашивания, которые выбираются в списке Preset. Параметр Strength (Сила) задаёт общую степень усиления выбранного тона, а параметры Silver Toning (Тон серебра) и Paper Toning (Тон бумаги) отвечают за оттенки серого и бумаги соответственно. Silver Hue и Paper Hue (Цвет серебра) и Paper Toning (Цвет бумаги) отвечают за изменение окраски градаций серого и бумаги соответственно. Параметр Balance (Баланс) определяет соотношение окрашивающих цветов изображения и бумаги. При отрицательных значениях доминирует окраска тонов, при положительных - окраска бумаги.

Раздел Vignette (Виньетирование) аналогичен функциям виньетирования в других программах и фильтрах. Amount (Степень) отвечает за потемнение или осветление углов изображения, Size (Размер) задаёт область изображения, которую охватывает виньетка. Опция Circle and Rectangle изменяет форму виньетки между круглой и прямоугольной. Параметр Place Center (Место центра) отмечает центр виньетки. То есть затемнение можно создать от сюжетно важного объекта, расположенного не в центре кадра.

Раздел Burn Edges (Обжиг краёв) служит для настройки краёв фотографии. Термин «burn», принятый в среде англоговорящих фотографов, означает «обжиг». У нас говорят «запечатать», то есть сделать части снимка более тёмными. Каждую сторону фотографии «запечатать» можно по-разному. Для выбора края используются четыре кнопки, и степень затемнения настраивается поочередно. Параметр Strength (Сила) определяет степень почернения краёв, Size (Размер) - ширину эффекта на выбранной стороне, Transition (Переход) - степень смешения между полосой почернения и оригинальными деталями изображения.

В фильтре заложены шаблоны соляризации.

Если изменить тональную кривую, можно добиться разных соляризационных эффектов.

Но самое главное то, что эффект применяется не к оригинальному изображению, а к его копии на отдельном слое. Хотя пользователь может выбрать вариант применения эффекта и на том же слое.

В нижней части навигатора расположена карта зон почернения (Zone System Map), предназначенная для визуальной оценки тональных переходов в различных областях фотографии. Чтобы увидеть, какие части изображения расположены в определённой яркостной зоне, следует щёлкнуть на номере в карте зон, и зона на изображении будет выделена.

Для сравнения оригинального изображения с преобразованным следует использовать двухоконный режим.

Окна просмотра могут располагаться слева и справа, что удобно для вертикальных изображений, или вверху и внизу, что удобно для горизонтальных.

Важные замечания

Если говорить вообще об имитации зерна, то наиболее реалистичный эффект получается при сканировании плёнки, на которую снята равномерно освещённая серая поверхность. Причём снимать надо обязательно в нерезкости, чтобы на плёнке не было структуры поверхности. Полученный файл с зерном вставляется в цифровую фотографию в виде отдельного слоя с режимом наложения Overlay или Soft Light. Можно также просто снимать на плёнку.

На сегодняшний день программа Photoshop выпускается в 32 или 64-битном исполнении. Это связано с разрядностью операционных систем. Поэтому перед тем, как ставить те или иные плагины в Photoshop, следует проверить не только исполнение программы, но и плагин. Они так же могут выпускаться под 32- или 64-битное исполнение.

Вас когда-нибудь смущал цифровой шум на фотографии? Казалось бы, отличный кадр с хорошим светом. Но, стоит только чуть ошибиться с настройками или попасть в сложные условия, где без высокого ISO не обойтись, сразу возникает проблема.

В чем проблема?

Пейзажные фотографии зачастую снимаются в сложных световых условиях. Например на рассвете или закате при съемке в сторону солнца сцена получается очень контрастной с большим перепадом яркости между тенями и светами. При съемке в сумерках контраст снижается, однако и количество света при этом тоже значительно уменьшается, поэтому снимать приходится на длительных выдержках, при этом чем гуще становятся сумерки, тем меньше деталей остается в теневых зонах. При последующем “проявлении” фотографий в RAW-конверторе возникает потребность часть деталей из теней все-таки достать, и в этот момент на снимке появляются шумы.

Ряд примеров можно продолжать. Например, шумы обязательно появятся на ночных фотографиях, снятых на высоком значении ISO. Они же будут рядом, если вы, вдруг, грубо ошибетесь в экспозиции на 1-2 ступени и затем компенсируете ошибку при обработке. В общем шумы в пейзажной фотографии – не такое уж и редкое явление, и умение с ними бороться – важный навык фотографа.

Что делать?

Функция удаления шума сейчас есть во многих программах и плагинах для “Фотошопа”. Более гибкие настройки обычно имеют специализированные плагины для шумоподавления. Один из них я использую в своей работе, и называется он Noise Ninja (не входит в “Фотошоп”, нужно устанавливать дополнительно). Перед тем как начинать разбор примера оговорюсь, что описанный ниже метод – универсальный, и может использоваться с любым другим плагином для удаления шумов.

Фотография, с которой мы будем работать, снята на ISO400 с рук со значительной недодержкой, поэтому после приведения экспозиции к норме, снимок получился заметно шумным. Быстро изучив кадр, я выявил два типа шумов, избавляться от которых нужно будет разными способами.

Первый – шумы в небе. Такой тип шума удаляется очень просто, так как в облаках нет объектов с резкими границами, мелкими деталями, и даже при сильном шумоподавлении облака будут выглядеть естественно и натурально.

Второй – шумы в воде и на теневых участках снега. В этих зонах много мелких деталей, и добиться естественного вида после шумоподавления будет немного сложнее.

Начнем с простой задачи и избавимся от шумов в зоне неба. Для этого откроем фото в “Фотошопе”, создадим копию исходного слоя и назовем ее “nonoise-sky”.

Удобство работы на отдельном слое очевидно, так как после применения шумоподавления ко всему изображению мы сможем использовать маски для уменьшения влияния эффекта на отдельные части фотографии, либо снижать эффект в целом, регулируя прозрачность (“Opacity”) слоя. Следующий шаг – запустить плагин Noise Ninja. Он находится в меню Filters -> PictureCode -> Noise Ninja. При запуске плагин автоматически выстраивает профиль фотографии:

Интерфейс Noise Ninja очень прост. Здесь есть большая зона с исходным изображением, справа в небольшом окошке виден кусочек фотографии увеличенный до 100%, а под ним находятся основные настройки.

Посмотрим на панель с настройками:

Здесь все очень просто. Основных ползунка всего два: Strength и Smoothness. Первый задает силу шумоподавления: чем больше значение, тем меньше шумов останется в нашей фотографии. Второй задет степень сглаживания: чем больше значение Smoothness, тем меньше деталей останется в итоговом изображении. Именно этими двумя настройками мы и будем добиваться натурально выглядящей картинки. С одной стороны – без шумов, с другой стороны – с сохранением при этом максимально возможного количества деталей. Ползунок Contrast регулирует контраст итогового изображения, однако его работа не очень предсказуема, поэтому я всегда оставляю его в положении по умолчанию – 10.

Также на панели есть группа из двух настроек со словом USM. Ими можно повышать резкость фотографии после применения шумоподавления. Включение сюда этих ползунков логично, так как уменьшение шумов всегда приводит к размытию изображения и потере деталей. Повышение резкости в этом случае способно немного компенсировать этот эффект, но, в свою очередь, может снова проявить шумы или добавить к изображению еще и другую проблему – видимые артефакты. Поэтому я пользуюсь USM-группой не всегда, только в простых случаях, где глобальное повышение резкости для всего изображения не приводит к другим сложностям.

Еще одна группа ползунков под названием Colors позволяет отдельно работать с цветным шумом, однако в моей практике не было еще ни одного случая, где мне захотелось бы ими воспользоваться. Все три ползунка всегда стоят у меня в среднем положении – 10. А вот галочки Turbo и Coarse Noise я, напротив, всегда включаю. Turbo – ускоряет работу плагина без видимых проблем с качеством, а Coarse Noise эффективно убирает низкочастотный шум в виде множества мелких точек, сгруппированных в пятна.

Основная проблема при шумоподавлении – найти баланс, когда количество шумов уменьшается до нормального уровня и фотография становится чистой, при этом мы должны потерять минимальное количество деталей и добиться естественного внешнего вида фотографии. Если просто бездумно выкрутить ползунки на максимум, то в результате получится “пластиковое” изображение: да, без шумов, но и без деталей. Разберем этот процесс на нашем примере.

Первое, что я делаю, это отключаю повышение резкости (USM amount = 0). Затем, нахожу на изображении место, где шум достигает максимума. Обычно это самый темный участок, нередко в месте перехода его к более светлой зоне. Сейчас мы работаем только с небом, и такой участок находится около горизонта в левой части фотографии. Первым шагом является увеличение значения Strength до максимума (20), а Smoothness – до минимума (0). После чего, постепенно сдвигая ползунок Smoothness вправо, нужно остановиться в тот момент, когда на 100% кропе полностью не исчезнут видимые точки шума. Для нашего примера это произошло при значении Smoothness = 8.

На данном этапе мы отыскали пограничное положение параметра сглаживания, то есть по сути выяснили порог размера детали, после которого она считается шумом. Теперь нужно ослабить влияние шумоподавления, чтобы изображение не выглядело пластиковым. Небольшое зерно при этом все же появится, однако выглядеть это будет натурально и естественно.

Для подавления шумов в небе значение Strength осталось довольно большим (14), однако для облаков без мелких деталей это нормально. При подавлении шумов в более детализированых частях фото сила эффекта обычно гораздо ниже. Обратите внимание также на то, что галочки Turbo и Coarse Noise включены. Применяем настройки кнопкой OK.

Теперь, если посмотреть на фотографию на 100% увеличении, мы видим, что небо теперь выглядит намного чище, а вот детали на льду и снегу безнадежно замылены. Давайте это исправим, ограничив влияние шумоподавления только на область неба. Для этого добавим к слою ‘nonoise-sky’ маску и нарисуем по ней линейный градиент от белого к черному, делая нижнюю часть слоя прозрачной.

Еще раз смотрим на фотографию на 100% увеличении:

Теперь все в порядке. Небо – без шумов, а на снег и лед вернулись детали от исходного изображения.

Теперь займемся шумами в детализированной части фотографии. Здесь подход будет иным, так как нам нельзя терять много деталей и сильно задрать значение Strength не выйдет. Выходит, что сила воздействия должна быть минимальной по определению, но в этом случае избавиться от всех шумов не получится. Хорошая же новость в том, что шумы в изображении распределяются не равномерно. В светлых зонах шумов меньше, а в темных – больше. Поэтому, основная идея борьбы с шумами в областях с высокой детализацией заключается в том, чтобы немного “смягчить” изображение, сделать его не таким резким и микроконтрастным, после чего ограничить действие шумодава только на темные участки. Давайте попробуем реализовать это в Noise Ninja.

Создаем еще одну копию исходного слоя и называем ее “nonoise-water”.

Открываем Noise Ninja, выставляем значение Smoothness на максимум (20), после чего подбираем ползунком Strength желаемую степень смягчения деталей в районе воды и снега. Изображение при этом станет чуть менее детализированным, однако все еще с достаточным количеством деталей, чтобы не потерять натуральность внешнего вида.

Применяем настройки кнопкой OK. После чего добавляем слою “nonoise-water” черную маску, берем мягкую белую кисть с прозрачностью около 20% и аккуратно прорисовываем по маске проблемные зоны. В результате маска может выглядеть вот так:

Зачем все это?

Главной целью борьбы с шумами является не полное их подавление, а снижение их влияния на изображение до приемлемого уровня, с сохранением естественного вида итоговой фотографии. Некоторое количество шумов вполне допустимо. А сама эта степень допуска диктуется целями, для которых вы готовите изображение. Например, в стоковой фотографии к шумам весьма нетерпимое отношение, особенно трепетно к ним относятся микростоки. Поэтому, если вы готовите фотографию на сток, вы, скорее, предпочтете потерять в детализации, но избавиться от шумов практически полностью. Если же речь идет о подготовке фотографии к печати, то здесь, наоборот, лучше не увлекаться шумодавом, сохранив большее количество деталей. Для публикации в интернете борьба с шумами практически лишена смысла, так как при уменьшении изображения до 900-1200 точек все мелкие детали, включая шумы, потеряются сами собой. Поэтому даже очень шумные фотографии, снятые на ISO1600 и выше, будут выглядеть на странице блога или сайта очень достойно и качественно.

Надеюсь, теперь у вас с шумными фотографиями будет полный порядок. Расскажите о моем методе своим друзьям в соцсетях. Пусть у них тоже все будет хорошо. 🙂