Скачать шрифт египетский брусковый без засечек. Брусковый шрифт. Буквоотливная наборная машина «Монотайп»

Такие шрифты отличаются небольшим контрастом между толщиной основных и соединительных линий или полным его отсутствием.

«Первые брусковые шрифты появились в Англии в начале XIX века . В соответствии с формой овалов и засечек, наличием или отсутствием контраста и степенью разноширинности брусковые шрифты делятся на подгруппы „Египетских“, „Геометрических“, „Гуманистических“ брусковых шрифтов и брусковых шрифтов типа „Кларендон“. Кроме того, в эту группу также иногда относят брусковые шрифты с обратным контрастом („Итальянские“)» .

Шрифты этого типа занимают ведущее место по шкале читабельности и идеально подходят для набора длинных текстов, так как имеют очень слабый контраст. Однако страница, набранная этим шрифтом, выглядит значитель­но «темнее» страницы, набранной обычной гарнитурой, поскольку штри­хи брускового типа плотнее и более единообразны по толщине. Брусковый шрифт ча­сто используется при наборе детских книг .

Напишите отзыв о статье "Брусковый шрифт"

Примечания

Отрывок, характеризующий Брусковый шрифт

– Итак, что же вы решили, мадонна?
Я собрала всё своё мужество, чтобы не показать, как дрожит мой голос, и совершенно спокойно произнесла:
– Я уже столько раз отвечала вам на этот вопрос, святейшество! Что же могло измениться за такое короткое время?
Приходило ощущение обморока, но, посмотрев в сияющие гордостью глаза Анны, всё плохое вдруг куда-то исчезло... Как же светла и красива была в этот страшный момент моя дочь!..
– Вы сошли с ума, мадонна! Неужели вы сможете так просто послать свою дочь в подвал?.. Вы ведь прекрасно знаете, что её там ждёт! Опомнитесь, Изидора!..
Вдруг, Анна вплотную подошла к Караффе и звонким ясным голосом произнесла:
– Ты не судья и не Бог!.. Ты всего лишь – грешник! Потому и жжёт Перстень Грешников твои грязные пальцы!.. Думаю, он одет на тебя не случайно... Ибо ты самый подлый из них! Ты не испугаешь меня, Караффа. И моя мать никогда не подчинится тебе!
Анна выпрямилась и... плюнула Папе в лицо. Караффа смертельно побледнел. Я никогда не видела, чтобы кто-то бледнел так быстро! Его лицо буквально в долю секунды стало пепельно-серым... а в его жгучих тёмных глазах вспыхнула смерть. Всё ещё стоя в «столбняке» от неожиданного поведения Анны, я вдруг всё поняла – она нарочно провоцировала Караффу, чтобы не тянуть!.. Чтобы скорее что-то решить и не мучить меня. Чтобы самой пойти на смерть... Мою душу скрутило болью – Анна напомнила мне девочку Дамиану... Она решала свою судьбу... а я ничем не могла помочь. Не могла вмешаться.

Сколько шрифтов нужно для счастья?

Текстовые гарнитуры
(Продолжение. Начало см. в «Курсиве №5-00»)

Oй, как много здесь
всяких разных...

Дискоспектакль по мотивам сказки
Льюиса Кэрролла
«Алиса в Стране Чудес»

Владимир Ефимов,
арт-директор фирмы «ПараТайп»
Анна Шмелева,
независимый журналист

В каменных джунглях тихо догорал костер из типографского сушняка. У костра сидели два егеря - Дизайнер и его Ученик (Дизайнер - это не фамилия). Наши герои занимались определением и учетом дичи, прежде всего - текстовых шрифтов. Ученик достал полевой блокнот и погрузился в какие-то подсчеты, беззвучно шевеля губами.

«Пора в дорогу! - сказал Дизайнер. - Места обитания антиквы мы уже осмотрели. Старостильной антиквы мало, при этом голландской и английской почти совсем нет, с переходной антиквой дела обстоят чуть лучше и с бодонеобразными тоже. Но в целом негусто… Посмотрим теперь, как размножаются брусковые, латинские и рубленые. Да и к декоративным и рукописным стоило бы сегодня заглянуть. Если не будем медлить, до темноты успеем».

Ученик Дизайнера залил костер, и егеря отправились в путь.

Брусковые шрифты

Э ти шрифты появились в Англии в начале XIX в. и применялись сначала как титульные, но в ХХ в. они завоевали популярность как текстовые шрифты машинного (особенно газетного) набора. Обычно в этих шрифтах контраст между основными и дополнительными штрихами небольшой (или его визуально вовсе нет) и мощные прямоугольные засечки. Брусковые шрифты без контраста называются также египетскими, шрифты с небольшим прямым контрастом и засечками, скругленными в месте примыкания, - шрифтами типа Кларендон, шрифты с обратным контрастом - итальянскими. Итальянские шрифты практически не применяются для набора текста, поэтому мы их здесь рассматривать не будем.

Неконтрастные и малоконтрастные брусковые шрифты

Е гипетские шрифты (рис. 1) можно разделить на две основные подгруппы: на шрифты, произошедшие от антиквы нового стиля, одноширинные, с эллиптическими овалами (Глифа, Серифа, Хельсериф), и на шрифты, произошедшие от геометрических гротесков, разноширинные, с овалами, близкими к окружности (Бетон, ITC Лубалин Граф, Мемфис, Рокуэлл, Стайми). Правда, в последнее время стали появляться брусковые шрифты на основе антиквы старого стиля или гуманистических гротесков (ITC Официна Сериф, Сесилиа, Силика, Тезис Сериф). Кроме того, сюда же могут быть отнесены малоконтрастные шрифты без скругления засечек: Кандида, Ижиптьен и Штемпель Шэдоу, а также квадратные геометрические шрифты типа Сити.


Рис. 1. Неконтрастные брусковые
шрифты (египетские) могут быть
одноширинными и разноширин-
ными в зависимости от компози-
ционной основы

Все перечисленное великолепие - это, конечно, латиница. У нас же имеется давно известный советский шрифт Балтика, который представляет собой кириллический вариант шрифта Кандида. Еще есть хорошие кириллические версии гарнитур ITC Официна Сериф и Рокуэлл под псевдонимом Геометрик Слабсериф 712 (рис. 2), кириллическая версия квадратного брускового шрифта Сити под названием Колизеум да версия шрифта ITC Лубалин Граф под названием Луга, выполненная довольно неудачно. Вот и все для текстовых шрифтов.

Больше всего хотелось бы дополнить эту подгруппу качественными кириллическими версиями шрифтов типа Серифа. Впрочем, и остальные виды брусковых шрифтов могли бы быть представлены в кириллице полнее.

Контрастные брусковые шрифты со скругленными засечками (типа Кларендон)

П ервый шрифт такого типа под названием Кларендон был создан в Англии в середине XIX в. как акцидентный. Он представлял собой антикву нового стиля с усиленными засечками и соединительными штрихами. После изобретения машинного набора подобными шрифтами стали набирать тексты газет, потому что они обеспечивали хорошую читаемость в мелком кегле на плохой газетной бумаге. Позднее на основе шрифтов типа Кларендон специально для газетного набора была разработана группа удобочитаемых шрифтов - Айоник № 5, Корона, Сенчури, Эксцельсиор и др. (рис. 3), а для набора школьных учебников - гарнитура Сенчури Скулбук. В латинице есть и другие подобные шрифты, например, Вольта, Иридиум, Кларион, Конкорд, Эгицио.

В кириллической библиотеке есть несколько вариантов Кларендона различного качества. Известные с советских времен гарнитуры Журнальная и Школьная (рис. 4) также относятся к этой подгруппе, являясь переработанными версиями шрифтов Эксцельсиор и Нью Сенчури Скулбук. Кириллическую часть имеют также Эксцельсиор и Сенчури Скулбук фирмы «Линотайп», но они менее удачны. Кроме того, в подгруппу Кларендонов попадают цифровая версия дореволюционной гарнитуры Академическая (кириллический вариант шрифта Сорбонна, который, в свою очередь, был версией шрифта Челтенхэм) и кириллическая версия шрифта ITC Букман.

Можно сказать, что перед нами первая шрифтовая подгруппа, дела с которой обстоят более или менее благополучно, хотя справедливости ради отметим, что еще несколько приличных вариантов шрифтов Сенчури и Кларендон вовсе не были бы здесь лишними.

Шрифты типа «латинских»

Э тот термин обозначает шрифты типа антиквы с увеличенными засечками треугольной формы, изобретенные в XIX в. и распространенные в акцидентном наборе в начале ХХ в. Кроме того, к той же подгруппе можно отнести текстовые шрифты псевдоклассической формы, созданные на рубеже XIX–ХХ вв. и почти вышедшие из употребления на Западе. Однако в России до недавнего времени одна из таких гарнитур - Литературная (рис. 6), бывшая Латинская - была самым распространенным текстовым шрифтом. Сюда же стоит включить современные шрифты с треугольными засечками на основе антиквы старого или переходного стилей, например, Вандом, Меридиан, Свифт, Трумп Медиеваль, ITC Чартер (рис. 5).

В подгруппе «латинских» шрифтов у нас имеется неплохое наследие: гарнитуры Литературная, Квант Антиква (вариант Литературной) и Новая Журнальная -оригинальный шрифт с треугольными засечками. Однако при этом, к сожалению, мы совершенно отстали от моды, не имея ни одной кириллической версии современных шрифтов данного типа.

Рубленые шрифты (гротески)

В англоязычной литературе под словом Grotesque подразумеваются так называемые старые гротески, то есть шрифты без засечек, разработанные в XIX в. Все прочие шрифты без засечек называются Sans Serif (в Англии) и Gothic (в Америке). У нас же под термином «гротески» понимаются любые рубленые, то есть без засечек, шрифты. Это разветвленная классификационная группа, куда кроме старых гротесков входят геометрические гротески, гуманистические гротески, закрытые неогротески периода 60-х гг. XX в., шрифты с едва наметившимися засечками, но все же больше напоминающие гротески (так называемые Glyphic), и разнородная группа шрифтов без засечек современной разработки, которые не входят в основные подгруппы гротесков.

Казалось бы, разработать рубленый шрифт проще, чем антикву, поскольку совокупная длина контура всех знаков шрифта для гротеска меньше, чем для антиквы, из-за отсутствия засечек. Однако как раз благодаря своей ясности и лаконичности гротеск требует повышенного внимания со стороны проектировщика. Любые неправильности формы в гротеске гораздо виднее, чем в антикве, поскольку из-за отсутствия засечек, капель и других дополнительных элементов знаки легче воспринимаются глазом.

Старые гротески

Э то одноширинные закрытые или полузакрытые шрифты без засечек с эллиптическими овалами, впервые появившиеся в Англии в 1816 г. Их знаки отличаются заметным контрастом между основными и соединительными штрихами. Первоначально эти гротески применялись лишь для акцидентного набора и рубрикации, но на рубеже XIX–ХХ вв. их стали использовать для набора текстов. Примеры таких шрифтов - Акциденц-Гротеск, Белл Готик, Гермес, Гротеск 216, Ньюс Готик, Франклин Готик и так далее (рис. 7).

Кириллические версии разработаны для гротесков Белл Готик, ITC Франклин Готик (рис. 8), Ньюс Готик (его кириллическая разновидность называется НьюсПейпер). Есть также дореволюционный гротеск Гермес и шрифты советского периода - Кудряшевская энциклопедическая рубленая и Букварная. Вместе с тем в подгруппе явно не хватает кириллических версий такого важного шрифта, как Акциденц-Гротеск, и шрифтов на основе текстовых гротесков XIX в.

Геометрические гротески

А вангард Готик, Кабель, Футура представляют у нас геометрические гротески. Их характерные упрощенные формы на основе квадрата, окружности и равностороннего треугольника - достижение германского конструктивизма 30-х гг. ХХ в., получившее затем широчайшее распространение в мире. Геометрические гротески - рубленые неконтрастные шрифты; их знаки могут быть как открытыми, так и закрытыми, но как правило, они разноширинные. В качестве примеров шрифтов этой подгруппы следует также назвать Авенир, Метро, Нойцайт Гротеск, Спартан («Линотайп»), Эрбар-Гротеск (рис. 9). Кроме того, в подгруппу геометрических гротесков можно включить так называемые квадратные гротески, в которых овалы стремятся к форме квадрата или прямоугольника, например, Банк Готик, Евростайл и Микрограмма, а также имитации рисованных шрифтов русских конструктивистов 20–30 гг. ХХ в., например, Родченко и ITC Машин. Впрочем, последние применяются, главным образом, не для текстов, а для акциденции.

В кириллической библиотеке существуют четыре начертания шрифта ITC Авангард Готик, хорошие версии гарнитур Банк Готик, ITC Баухауз, ITC Кабель, Футура и ее вариант Футурис (рис. 10); приличные варианты шрифтов Евростайл (Европа) и Микрограмма (Микра), а также еще советский вариант шрифта Эрбар-Гротеск - Журнальная рубленая. Есть также кириллические: Родченко, ITC Машин и ITC Стенберг. Ситуация с геометрическими гротесками в целом неплохая.

Тем не менее, кое-чего не хватает и здесь. Нет кириллических версий настоящего (исторического) шрифта Кабель и других латинских геометрических гротесков, например, Авенир, Метро, Нойцайт Гротеск, Спартан.

Гуманистические гротески

Г уманистические гротески появились в то же время, что и геометрические, как их антитеза. Они основаны на структуре гуманистической антиквы, но лишена засечек и каплевидных окончаний. Знаки гуманистических гротесков открыты, разноширинны и, как правило, отличаются заметным контрастом между основными и соединительными штрихами. Эти шрифты сейчас очень популярны. Они часто используются вместе с определенной антиквой, а иногда и проектируются вместе. Среди гуманистических гротесков можно назвать шрифты Гилл Санс, ITC Гауди Санс, Люсида, FF Мета, Оптима, ITC Официна Санс, Синтакс, Тезис Санс, Фрутигер, ITC Эрас.

В кириллической библиотеке есть качественные версии шрифтов ITC Официна Санс, Синтакс под псевдонимом Гуманист 531 (рис. 11), хороший вариант шрифта Фрутигер (ФриСет) и несколько менее удачных вариантов гарнитур Гилл Санс, Люсида, Оптима, ITC Эрас. Доступны кириллические версии известных шрифтов Вердана фирмы Microsoft и Мириад от Adobe. Вместе с тем хотелось бы иметь более качественные кириллические версии таких важных шрифтов, как Гилл Санс и Оптима, а также кириллические варианты новых гуманистических гротесков, например, Арго, FF Мета, Тезис Санс и др. (рис. 12).

Неогротески, или новые гротески

Н еогротески, возникшие после Второй мировой войны на основе переработанных старых шрифтов типа Акциденц-Гротеск и связанные с расцветом швейцарской типографики 60-х гг. XX в., в общем доступны нашим дизайнерам. Это - известная всем Гельветика и подобные ей закрытые одноширинные неконтрастные гротески (Видео, Универс, Фолио). Лучшими кириллическими вариантами Гельветики мы назвали бы Прагматику (рис. 13) и Гелиос; есть у нас также Бастион, Леттерика, Сирветика, Хильветика, Ванта и другие. Имеются кириллические версии шрифтов Гельветика, Нойе Гельветика и Универс фирмы «Линотайп». К этой же подгруппе относится и шрифт Ариал фирмы «Монотайп», лучше других читаемый на экране компьютера, но совершенно невыносимый на бумаге.

Тем не менее в кириллице почти не представлено важное достоинство неогротесков - огромное количество начертаний, разработанное на Западе для большинства из них. Число начертаний наиболее развитых гарнитур Гельветика, Нойе Гельветика и Универс далеко не ограничено нормальным, полужирным и наклонным; оно составляет несколько десятков (Гельветика - 24 начертания, Нойе Гельветика - 51 начертание, Универс - 21 начертание, Линотайп Универс - 59 начертаний), что дает зарубежному дизайнеру невиданный простор для творчества (рис. 14). У нас же полных версий этих гарнитур пока нет.

Шрифты с едва наметившимися засечками (Glyphic)

Т ак называются шрифты без засечек, но с некоторым намеком на них, например, Альбертус, Америго, Икон, Копперплэйт Готик, Крили, ITC Сериф Готик (рис. 15), ITC Ньютекст, Спартан («Монотайп»), Фриц Квадрата. В некотором смысле сюда можно также поместить известный шрифт Оптима. У нас в кириллице есть только качественная версия шрифта Фриц Квадрата (рис. 16), варианты Копперплэйт Готик (Вакансия) и Крили (Крикет), и все.

Другие гротески

Д ругие шрифты без засечек, которые невозможно отнести к основным подгруппам гротесков, главным образом, предназначены для акцидентного набора. Тем не менее, среди них тоже можно найти шрифты, пригодные для набора текстов, например, кириллические варианты латинских гарнитур Антик Олив (Оливер и ОливерНью), Пеньо (Пента), Ньюлин Санс (Янус), DIN узкий, а также такие шрифты, как Нью Скорина и Ростислав.

Декоративные шрифты

Н апоследок имеет смысл заглянуть в сопредельное царство декоративных шрифтов. Без сомнения, большинство из них предназначено только для акцидентного набора, но в некоторых подгруппах можно отыскать и шрифты, пригодные для текстового набора. В кириллической библиотеке декоративных шрифтов около сотни. Так вот, в подгруппе шрифтов стиля Модерн (или Сецессион, или Ар Нуво) присутствуют кириллические версии гарнитур ITC Бенгет Готик, ITC Коринна (рис. 17), варианты шрифтов ITC Бенгет (Бенгали) и ITC Сувенир (Сюрприз). В подгруппе шрифтов, имитирующих машинописные, для набора текстов могут применяться варианты шрифта Курьер, пара других моноширинных машинописных шрифтов - Оптимус и Ятрань, а также вариант гарнитуры ITC Американ Тайпрайтер - Секретарь. Среди декоративных шрифтов латиницы подобных «текстовых находок» можно сделать гораздо больше.

Рукописные и каллиграфические шрифты

И ногда недлинные тексты, особенно если это адрес, приглашение или колонка главного редактора - можно набирать и такими шрифтами. Родовым признаком рукописных и каллиграфических шрифтов является то, что они имитируют начертания, сделанные ширококонечным или остроконечным пером, кистью, шариковой ручкой, фломастером (рис. 18). Строго говоря, это не текстовые шрифты. Однако среди примерно четырех десятков подобных кириллических шрифтов лучше других подходят для использования в качестве текстовых шрифты ITC Цапф Чансери (рис. 19), ITC Флора, гарнитуры Информ и Жихаревская. Нельзя не отметить, что в этой компании явно не хватает каллиграфических шрифтов, имитирующих письмо ширококонечным и остроконечным пером.

Подведем итоги

В каменных джунглях наступал вечер. В сгущавшихся сумерках голоса ручных, полудиких и совершенно одичавших шрифтов, подсвеченных неоновыми огнями, звучали особенно явственно. На большом рекламном щите тщетно старались перекричать друг друга ЭдверГотик и Академическая. На вывеске китайского ресторана красовался Проун (рис. 20), а рядом, на сверкающей золотом табличке, кокетливо перебирал свои перья Бенгали. Загадочный гротеск-мутант возвещал: «Машины не ставить!» (рис. 21). Шрифты были всюду, они виднелись в витринах, выстраивались в заголовки вечерних газет, светились в ночном небе.

Учитель, я подсчитал, скольких шрифтов не хватает в нашей фауне. Если считать не только виды (гарнитуры), но и подвиды (начертания), то ты перечислил около пятисот текстовых разновидностей! А ведь акцидентных шрифтов должно быть еще больше…

Подожди, Ученик, это не все. Прежде всего, классификация шрифтов - еще не Истина в последней инстанции. Классификация условна, как любая попытка применить теорию к жизни; она всего лишь помогает соориентироваться в бескрайнем океане шрифтовых форм. Пока теоретики искусства совершенствуют классификацию, художники так и норовят сотворить что-то такое, что в данную классификацию не укладывается. Время от времени им это удается. Образно говоря, шрифты формируют непрерывное пространство, в каждой точке которого может быть построен свой шрифт, в том числе совершенно новый. А это значит, что клиента могут ждать сюрпризы.

Кроме того, латинский шрифтовой дизайн не стоит на месте. Например, в последнее время на Западе принято разрабатывать супергарнитуры, то есть сразу несколько развитых по начертаниям гарнитур, относящихся к различным группам классификации, но согласованных между собой по стилю, размерам, цвету, что позволяет применять их вместе, в одном издании. Среди таких работ можно назвать гарнитуры Демос (антиква) и Праксис (гротеск), ITC Стоун Сериф (антиква) и ITC Стоун Санс (гротеск) (рис. 22), ITC Официна Сериф (брусковый) и ITC Официна Санс (гротеск), многочисленных представителей семейств Тезис, Скала, Ротис, Ле Монд и многих других. В кириллической типографике к этому направлению можно отнести только гарнитуру Кудряшевская энциклопедическая с рубленым начертанием, созданную еще в советские времена, и хорошие кириллические версии шрифтов ITC Официна Сериф и ITC Официна Санс.

Мы уже говорили о том, что кириллические гарнитуры часто гораздо менее развиты по начертаниям, чем их латинские двоюродные сестры. На Западе приличная текстовая гарнитура сейчас имеет не менее шести начертаний, которые, как правило, включают несколько вариантов цифр, капитель и альтернативные формы алфавитных знаков. Кроме того, основные начертания гарнитуры теперь часто дополняются специальными титульными версиями. Развитие шрифтового формата OpenType позволяет достаточно просто применять все это в наборе. А у нас только две гарнитуры - Лазурского и ITC Нью Баскервиль - имеют варианты с минускульными цифрами, а капительные знаки есть пока только в одном ITC Нью Баскервиле (рис. 23). В чем причина? У нас одно время считалось, что в кириллическом наборе капитель не нужна, потому что из-за особенностей нашей письменности она слишком похожа на строчные буквы. Тем не менее, выяснилось, что при более развитой типографической культуре капительные знаки все-таки нужны (как и минускульные цифры), хотя, конечно, в кириллице они менее отличаются от строчных, чем в латинице.

На Западе шрифтовым дизайном более ста лет занимается множество высококвалифицированных (и высокооплачиваемых) художников из десятка самых развитых стран. Поэтому у них так много шрифтов. У нас же история шрифтового дизайна носит, как говорят математики, «кусочно-непрерывный» характер. Она продолжалась лет 15 до революции, лет 30 после войны, затем постепенно стала угасать, почти совсем замерла и оживилась только лет десять назад, на новом компьютерном уровне. При этом, в каждый конкретный момент этой истории, включая и сегодняшний день, число художников, непосредственно занимающихся разработкой кириллических шрифтов, едва ли превышало двадцать человек, а чаще было гораздо меньше. Не говоря уже о прерванных традициях, идеологическом прессе и безумии экономики, что тоже не благоприятствует процессу шрифтового дизайна.

Так насколько же мы теперь близки к цели?

Ты увидишь это сам, если учтешь, что у каждого работающего со шрифтами дизайнера должен быть выбор. Пока что он ограничен шрифтом, который отсвечивает на каждом углу, и шрифтом, который использует ближайший конкурент.

Наверное, было бы бестактно называть «выбором» необходимость выбирать между одним текстовым и одним заголовочным шрифтом. Выбор между одним шрифтом с засечками и одним шрифтом без засечек - тоже скорее насмешка. Мало того, выбор между двумя образцами одного типа - также несерьезно, поскольку, отвергая одного кандидата, мы вынуждены автоматически принять другого, и наоборот. А значит, настоящая свобода выбора начинается с четырех–шести равноценных вариантов, то есть шрифтов примерно одинакового качества - и так для каждой классификационной подгруппы.

Да, но только не забудь, что число таких потребителей шрифтов, как периодические издания, составляет сотни и тысячи, и каждое из них хотело бы быть непохожим на другие.

Учитель, о таком количестве шрифтов даже страшно подумать! Сколько же времени нам потребуется?

Качественная разработка одной гарнитуры с развитым семейством начертаний занимает от двух–трех месяцев до нескольких лет. Например, за последний год фирма «ПараТайп» выпустила 15 новых кириллических гарнитур (44 начертания); 7 гарнитур (29 начертаний) из них являются текстовыми. При таких темпах работы каждый желающий может подсчитать, сколько времени потребуется на пополнение нашей общей шрифтовой библиотеки. Правда, положение может измениться, если потребители начнут относиться к художникам шрифта более благосклонно, станут чаще покупать качественные шрифты и реже обращаться к услугам пиратов. Тогда, может быть, профессия дизайнера шрифта станет более востребованной обществом, больше художников займутся разработкой кириллических шрифтов, и со временем наша шрифтовая ситуация улучшится.

134 Часть 1. Правила дизайна

Старый стиль

Шрифты старого стиля основаны на примерах рукописных работ – представьте клинообразное перо в руке писца. Все шрифты старого стиля имеют засечки (см. комментарии ниже), засечки строчных букв всегда располагаются под углом (что имитирует наклон пера при письме). Благодаря такому подражанию рукописному шрифту все изогнутые линии буквенных форм имеют переход от толстого штриха к тонкому, что терминологически называется «переход от толстой линии к тонкой». Контраст в толщине штриха относительно умерен, то есть колеблется между умеренно тонким и умеренно толстым. Если вы проведете линию через самые тонкие части закругленного штриха, то эта линия будет диагональной. Это называется нажимом – шрифт старого стиля имеет диагональный нажим.

Плавный переход от толстого штриха к тонкому

Как вы считаете, все ли подобные шрифты однообразны? Не беспокойтесь – они однообразны для всех, кто не занимался полиграфией. Именно благодаря этой «неброскости» шрифты старого стиля считаются лучшими для набора длинного текста. У них крайне мало отличительных особенностей, которые могут мешать процессу чтения: такие шрифты не отвлекают много внимания. Если вы набираете длинный текст, который, как вы надеетесь, будет прочитан, отдайте предпочтение старому стилю.

135. .

Современный шрифт

По мере того как разворачивалась мировая история, менялись и шрифты. Шрифты имеют свои модные направления и подпадают под влияние стиля жизни и культурных изменений, как прически, одежда, архитектура или язык. В 1700-х годах производство более гладкой бумаги, появление высоких технологий печати и общий рост методических приемов привели к тому, что стиль шрифта стал механистическим. Новые шрифты уже не подражали рукописной манере. В современных шрифтах тоже есть засечки, но они выполнены горизонтально, без наклона, и очень тонко. Подобно изящному мосту из стали, каркас буквы жесткий, с четко выраженным переходом от толстой линии к тонкой. Нет никаких следов наклона невидимого пера, нажим абсолютно вертикальный. Внешний вид шрифтов современного стиля отличается элегантностью и некоторой холодностью.

Резкий переход от толстой линии к тонкой

Современные шрифты очень эффектны, особенно если они выполнены крупным кеглем. Однако из-за резкого контрастного перехода от толстой линии к тонкой шрифты современного стиля – не самый лучший вариант для набора длинных текстов. Тонкие линии, как правило, почти растворяются, а толстые, наоборот, слишком сильно проступают – в результате возникает так называемый «слепящий» эффект.

136 Часть 1. Правила дизайна

Д Е В Я Т Ь: К А Т Е Г О Р И И Ш Р И Ф Т О В

137. .

Рубленый шрифт

Слово «sans» означает «без» (по-французски), таким образом, легко догадаться, что рубленые шрифты – это шрифты, у которых на конце штрихов букв нет засечек. Удаление засечек – один из поздних шагов в эволюции шрифтов – не пользовалось популярностью вплоть до начала XX века.

Рубленые шрифты почти единообразны по толщине, то есть в них практически отсутствует заметный переход от толстой линии к тонкой; буквы имеют одинаковую толщину по всему объему.

На следующей странице вы прочитаете важную информацию о рубленом шрифте!

Отсутствие нажима (из-за одинаковой толщины линий)

Если в вашем комплекте шрифтов есть только два рубленых шрифта – Helvetica и Avant Garde, то для улучшения оформления проектов лучше пополнить группу рубленых шрифтов более четкими, весомыми и насыщенно черными. Каждая подгруппа рубленых шрифтов, представленных выше, различна по толщине: от тонких до сверхтолстых. Отыскав такие шрифты, вы увидите, насколько расширятся ваши возможности по созданию страниц, приковывающих внимание.

Часть 1. Правила дизайна

Как показано на предыдущей странице, рубленые шрифты, как правило,

единообразны по толщине. Однако несколько (лишь два или три из всего

разнообразия) имеют легкий переход от основного штриха к соединитель-

ному. Ниже приведен пример такого рубленого шрифта с нажимом –

Optima. Шрифты, подобные Optima, плохо сочетаются на одной страни-

це с другими шрифтами: из-за наличия перехода от толстой линии к тон-

кой они похожи на шрифты с засечками, а из-за отсутствия засечек – на

рубленые шрифты. Поэтому, работая с таким типом рубленых шрифтов,

будьте очень осторожны.

Шрифт Optima исключительно красив, но вы должны быть очень осторожны, пытаясь сочетать его с другими шрифтами. Обратите внимание на основные и соединительные штрихи. Этот шрифт обладает классическим изяществом шрифтов старого стиля, но не имеет засечек.

Optima в сочетании с гарнитурой Spumoni.

Отважная непосредственность Spumoni хорошо контрастирует с классической грацией Optima.

Все Азбука Брайля Алфавитные формы представления Арабский Армянский алфавит Бенгальский Бирманский Бугийская письменность. Лонтара Буквоподобные символы Бухид Варианты малого размера Ведические символы Вертикальные формы Верхняя часть суррогатных пар для частного использования Вложенные буквы и месяцы ККЯ Вложенные буквы и цифры Гексаграммы И-Цзин Геометрические фигуры Глаголица Греческий и коптский алфавиты Грузинский Гуджарати Гурмукхи Деванагари Дингбаты Дополнительная латиница-1 Дополнительная расширенная латиница Дополнительные знаки пунктуации Дополнительные иероглифические ключи ККЯ Дополнительные комбинируемые диакритические знаки Дополнительные математические операторы Дополнительные символы арабского письма Дополнительные символы грузинского алфавита Дополнительные символы эфиопской письменности Дополнительные стрелки-A Дополнительные стрелки-B Дополнительные фонетические расширения Знаки пунктуации Знаки совместимости ККЯ Значки управляющих кодов Иврит Иероглифические ключи словаря Канси Индийские числовые символы Кайях Ли Канадское слоговое письмо Канбун(китайский) Каннада Катакана Квадратное письмо Пагба-ламы Кириллица Кириллица. Дополнительные символы Комбинируемые диакритические знаки Комбинируемые диакритические знаки для символов Комбинируемые половинки символов Комбинируемые чамо Хангыля Коптский алфавит Кхмерская письменность Кхмерские символы Лаосская письменность Лису Малаялам Математические операторы Международный фонетический алфавит Мьянманская письменность. Расширение A Набор расширенных символов эфиопского письма-А Надстрочные и подстрочные знаки Некомбинируемые протяжённые символы-модификаторы Нко Новый алфавит тай лы Область для частного использования Огамическое письмо Ория Основная латиница Письменность Ол-чики Письменность Тай Вьет Письменность лимбу Письменность тай лы Письменность чероки Письменность чероки (дополнение) Полуширинные и полноширинные формы Радикалы. Письмо И Разнообразные математические символы-A Разнообразные математические символы-B Разнообразные символы Разнообразные символы и стрелки Разнообразные технические символы Расширенная кириллица A Расширенная кириллица-B Расширенная латиница C Расширенная латиница-A Расширенная латиница-B Расширенная латиница-D Расширенная латиница-E Расширенный бирманский-B Расширенный набор символов арабского письма-A Расширенный набор символов бопомофо, чжуинь Расширенный набор символов греческого алфавита Расширенный набор символов канадского слогового письма Расширенный набор символов эфиопского письма Реджанг Руническая письменность Самаритянское письмо Селекторы вариантов начертания Силоти нагри Символы валют Символы для рисования рамок Символы заполнения Символы и пунктуация ККЯ Символы изменения тона Символы описания иероглифов Символы оптического распознавания Сингальская письменность Сирийский Слоги Хангыля Слоги. Письмо И Слоговая письменность ваи Совместимые иероглифы ККЯ Специальные символы Старомонгольская письменность Стрелки Тайская письменность Тамильская письменность Тана Телугу Тибетская письменность Тифинаг (Древнеливийское письмо) Унифицированные иероглифы ККЯ Унифицированные иероглифы ККЯ. Расширение А Управляющие символы Фонетические расширения Фонетические расширения катаканы Формы представления арабских букв-A Формы представления арабских букв-B Формы совместимости ККЯ Хангыль чамо Хануноо Хирагана Чамское письмо Черты ККЯ Чжуинь. Бопомофо Числовые формы Эфиопская слоговая письменность Яванская письменность

В металлическом наборе: пробельный материал шириной 48 пунктов, кеглем 24, 36 и 48 пунктов. Бабашки используются для образования пробельных участков при изготовлении наборных форм высокой печати.

Базовый кегль

1) Размер, в котором шрифт хранится на шрифтоносителе.
2) Размер шрифта, в котором проектируется его рисунки. В СССР в эпоху металлического набора и фотонабора рисунки текстовых шрифтов разрабатывались в базовых кеглях 10 и 6 пунктов в 20-кратном увеличении. Рисунки заголовочных шрифтов разрабатывались в базовых кеглях 24 или 36 пунктов в 10-кратном увеличении. Остальные кегли шрифта, называемые производными, получались путем увеличения или уменьшения рисунков базового кегля на соответствующий коэффициент. Цифровые шрифты сейчас проектируются в базовом кегле 28 пунктов.

Бастарда

Рукописная разновидность готических шрифтов. Распространилась в XIV в. как форма канцелярского письма. Близка по начертанию к курсиву. Промежуточные между текстурой и ротундой формы готического письма, называвшиеся во Франции бастарда, а в Германии Швабахер (швабское письмо), известны с XV в. Часто это более скорописные почерки, чем текстура и ротунда. Строчные относительно широкие, с мелким очком и выраженным двойным изломом, с большим количеством круглых форм. Прописные обычно широкие и относительно простые по форме, с большим количеством круглых элементов.

Бастарда от нем. bastard – побочный, смешанный, помесь

Бикамеральный алфавит

Алфавит, объединяющий два варианта алфавитных знаков. Например, кириллица, которую вы читаете (а также латиница и греческий), состоит из прописных и строчных букв. В уникамеральных алфавитах (например, в арабском или еврейском) нет строчных и прописных.

Боковое свисание

В ручном металлическом наборе - часть знака, заходящая во внутреннее пространство другого знака. Особенно часто применялось в курсивах для придания набору правильного ритма.

Боргес

Шрифт, кегль которого равен 9 пунктам (~3,14 мм в системе Pica; ~3,38 мм в системе Дидо). Обычно применяется для набора основного текста в книгах, журналах и газетах.

Бордюр

Украшение в виде полосы (каймы), часто узорной, составленной из отдельных элементов (раппортов). Применяется в акциденции.
Бордюр - От фр. bordure – край

Брайля шрифт

Рельефно-точечный шрифт для чтения слепыми, буквы, цифры и другие знаки которого состоят из различных комбинаций рельефных точек, различимых на ощупь.

Бреве

Один из верхних акцентов – знак краткости. Диакритический знак в виде перевернутой горизонтальной дуги с наплывом в центре. Применяется в комплекте фонетических знаков, а также в турецком, румынском, вьетнамском и др. языках.

Бреве кириллическое

Знак краткости. Диакритический знак в виде дуги. В отличие от латинского бреве, как правило, имеет утолщения на концах дуги, а не в середине. В антиквенных шрифтах эти утолщения преобразуются в каплевидные окончания. Применяется над Й в белорусском, русском и украинском языках и над Ў в белорусском языке.

Бриллиант

Шрифт, кегль которого равен 3 пунктам (~1,05 мм в системе Pica; ~1,13 мм в системе Дидо). Самый мелкий из шрифтов. Предназначен для набора текста в книгах-малютках, а также супериндексов (индексов к индексам) в формулах.

Брусковые шрифты

Собирательное название шрифтов c мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшим скруглением в местах присоединения к основным штрихам, имеют малый контраст между основными и соединительными штрихами или полное отсутствие контраста, крупное очко строчных знаков. Первые подобные шрифты появились в Англии в начале XIX в. В соответствии с формой овалов и засечек, наличием или отсутствием контраста и степенью разноширинности брусковые шрифты делятся на подгруппы Египетских, Геометрических, Гуманистических брусковых шрифтов и брусковых шрифтов типа Кларендон. Кроме того, в эту группу также иногда относят брусковые шрифты с обратным контрастом (Итальянские).

Буква

Графический знак, часть алфавита, который сам по себе или в сочетании с другими знаками используется для обозначения на письме звуков, фонем и их типичных комбинаций.

Буквоотливная наборная машина «Монотайп»

Наборная машина, изобретенная в 1893 г. Толбертом Лэнстоном, которая отливала отдельные литеры и пробелы и собирала из них целые полосы набора для высокой печати, следуя инструкциям на перфоленте. В России называлась «монотип». Благодаря удобству корректуры применялась для набора сложных видов текста, например, научных.

Буллит

Жирная точка примерно посередине кегельной площадки. Применяется для выделения отдельных пунктов в перечислениях и списках, в табличном наборе и т.д.