Индивидуальная карта психолога на пожилого человека. Психолог. Документы, журналы, дневники и отчеты. Статистический годовой отчет

Дата консультации

Фамилия, имя, отчество _____________________________________

Возраст..17 лет

Школа №45

Класс 11-В

Дата 18.11.04

Состояние здоровья:

а) здоров + , б) функциональные отклонения, в) хронические заболевания

Заключение подросткового врача: Практически здорова. На диспансерном учёте не состоит.

II. Информативность о мире профессий:

а) полная +

б) недостаточная

в) отсутствует

III. Наличие профессионального плана:

Профессия: медсестра учебное заведение Донецкое медицинское училище

IV. Сформированность профессионального плана:

а) сформирован +

б) частично сформирован

в) не сформирован

V. Осознанность выбора профессии. Профессия выбрана осознанно, самостоятельно.

VI. Ведущие мотивы. Получение знаний о клинических проявлениях, мерах профилактики и методах лечения заболеваний. Научиться практически применять полученные знания с целью оказания медицинской помощи больным людям.

VII.Сведения из "Анкеты оптанта":

любимые занятия: путешествия.

предпочитаемые профессии: врач, медсестра, программист.

опыт работы: нет.

успешность обучения по дисциплинам:

естественным: отлично точным: отлично

гуманитарным: хорошо...................труду: отлично

VIII. Интересы и склонности ДЦО:П 3 Т 4 Ч 5 3 5 Х 2

Карта интересов:

IX.Коммуникативные и организаторские склонности: Кк--1,2,3,4,6;

К0-- 1,2, 3,4, 5.

X. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:

а) ярко выражены (в какой области деятельности?) в медицине

б) не выражены

XI. Особенности поведения коммуникативность, терпимость, организаторские способности.

XII.Заключение профконсультанта:

а) оптант не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации)

б) оптант нуждается в углубенной профконсультации

область деятельности, профессия работа в области медицины: врач, медсестра; психолог.

Пути профессионализации медицинское училище, медицинский институт; факультет психологии.

Запасной вариант профессионального выбора преподаватель.

Домашнее задание посетить день открытых дверей в ВУЗах, познакомиться с работой медработников на практике, например на каникулах устроиться помощником медсестры в больницу.

Противопоказанные сферы деятельности...работа, требующая физических нагрузок.

Психолог-профконсультант:..Литвиненко О.О.

Вывод: У оптанта хорошая информированность в мире профессий, профессиональный план сформирован, профессия выбрана, продуманы пути её получения, имеется уверенность в правильности выбора. Выбор профессии осознан, что видно из анкеты оптанта - план соответствует познавательным интересам, профессиональной направленности, индивидуально-психологическим особенностям личности, указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии.

При анализе, проведенного исследования с помощью дифференциально-диагностического опросника четко прослеживается направленность испытуемого к профессиям, в которых предметом труда является человек, что также соответствует правильности выбора профессии.

Анализируя данные, полученные при диагностике познавательных интересов по "Карте интересов", разработанной А.Е. Голомштоком можно отметить выраженный интерес к медицине, математике (+6), а также к физике, химии, технике и юриспруденции (+5), а к таким областям как метало- и деревообработка, география, геология, транспорт, авиация, иностранные языки и сценическое искусство интерес отрицается (-6).

Для оценки потенциальных возможностей личности, воспользовавшись вопросником коммуникативных и организаторских склонностей, получен результат (4 балла), свидетельствующий, что оптант относится к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей, которые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Эти качества соответствуют выбранной профессии.

Следовательно намерения оптанта необходимо поддержать, одобрить, возможно дополнительно информировать о имеющихся учебных заведениях, правилах поступления. В качестве домашнего задания необходимо отметить важность изучения иностранных языков.

Также необходимо выработать запасной вариант - на мой взгляд это профессия психолога или педагога. А также определить область профессиональных противопоказаний - это профессии, связанные с физическими нагрузками; не рекомендуемые области - сценическое искусство, строительство, металловедение.

1. В разделе 6.3. в параметре «педагог, психолог» педагогом-психологом делается одна из следующих записей (других записей быть не должно):

– абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– не готов к обучению в средней общеобразовательной школе.

2. На странице 20 в графе «7 лет (перед школой)» в параметре «Тест Керна-Иерасика» прописывается общий балл по результатам данного теста.

3. Перед страницей 23 «для особых отметок» вклеивается только бланк с выполненным ребенком тестовым заданием по методике Керна-Иерасика. Больше никаких бланков с результатами диагностик не вклеивать. Они хранятся у педагога-психолога ДОУ и могут быть переданы в другое образовательное учреждение или на руки родителям только по письменному запросу (заявлению).

4. Если при выполнении заданий по методике Керна-Иерасика ребенок набрал 7 и более баллов проводится дополнительная диагностика по методике М.М. Семаго «Готовность к школе» или по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения» (методики предлагаются педагогу-психологу на выбор);

5. Если при выполнении заданий по методике М.М. Семаго ребенок набрал 17 и менее баллов (по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской – уровень ниже среднего), т.е. ребенок условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе он представляется на ТПМПК.

6. Запись в карте в разделе 6.3. делать после ТПМПК на основании ее решения.

7. Направление воспитанников в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).

8. При отказе родителей представить ребенка на ТПМПК в карте на странице «для особых отметок» делается запись о результатах диагностического изучения готовности выпускника детского сада к обучению в школе.

Керн – Иерасек - общее количество баллов;

М.М. Семаго - общее количество баллов (при наличии у ребенка медицинского диагноза задержка психического развития, умственная отсталость - изучение готовности ребенка к обучению в школе проводится по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения»)

Н.И. Гуткина - описывается выявленная внутренняя позиция школьника;

Дается краткая характеристика о готовности ребенка к обучению в общеобразовательной школе;

В заключении указывается уровень готовности ребенка к обучению в школе (условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе; не готов к обучению в средней общеобразовательной школе).

Можно указать предпочтительную программу обучения другого вида, например четвертый вид (для детей с нарушениями зрения), или шестой (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), седьмой (для детей с ЗПР), или восьмой (для умственно отсталых детей).

Ставится подпись, дата заполнения, печать педагога-психолога (при наличии).

9. Также на ТПМПК представляют детей если:

Ребенок не достиг шести лет и шести месяцев, а родители настаивают на обучении;

Ребенку больше чем восемь лет;

10. Педагогу-психологу дошкольного образовательного учреждения необходимо вовремя заполнять строки с соответствующими параметрами. Маркером не пользоваться! Рядом с исправлением писать ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ, подпись.

Критерии оценки готовности ребенка к школьному обучению:

  • Абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе - (мотивационно, интеллектуально, эмоционально готов, также готов к обучению в сфере общения).
  • Готов к обучению в средней общеобразовательной школе - дети имеют правильные представления о школе, но затрудняются делать правильные выводы и обобщения. Речевое развитие достаточное, ребенок понимает учебное задание, но выполняет не всегда точно. При этом у него ровное эмоционально-положительное поведение на уроках. Он понимает свои ошибки, и стремиться их исправить. Ребенок охотно общается, признан сверстниками, его принимают в игры.
  • Условно готовы к обучению в средней общеобразовательной школе – дети, имеющие отрывочные знания о школе, желание учиться основывается на поверхностных представлениях, мотивируется несущественными факторами. Они правильно произносят звуки родного языка, но часто встречаются грамматические ошибки. В речи преобладают простые предложения. Задания воспринимают частично, не всегда самостоятельно, при выполнении допускают ошибки. Отношение к трудностям, к оценке, не всегда адекватные. Эмоциональное поведение неустойчивое. Наблюдается робость, стеснительность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, которые в свою очередь не заинтересованы в общении с данным ребенком.
  • Не готов к обучению в средней общеобразовательной школе - Дети знают определенные факты, внешне привлекательные события и явления, но часто не существенные. У ребенка нет желания учиться в школе, предпочитают дошкольные виды деятельности. К ответам не прикладывают умственных усилий или дают ответы «не знаю». Словарный запас ниже, чем у сверстников. Ребенок воспринимает задание не полностью, не верно. Допускает существенные ошибки в выполнении. Неадекватно оценивает свою работу и относится к оценке. Преобладает эмоционально-отрицательное поведение на уроках. Негативно относится к взрослым и детям, не видит дистанции в отношениях с взрослыми. Может быть, замкнут. Неадекватно реагирует на замечания взрослого. Характеризуется эгоистичной мотивацией общения, раздражительностью, контактами с позиции силы, стремлением подчинить себе товарищей.

Тема: Подготовка и проведение психологического

Консультирования, его этапы и процедуры

План

1. Как подготовиться к психологическому консультированию

2. Как проводится психологическое консультирование

3. Основные этапы психологического консультирования

4. Процедуры психологического консультирования

Упражнения

Практические задания

Как подготовиться к психологическому консультированию

Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопро­сы касаются консультирования в целом, а частные вопросы отно­сятся к приему клиентов в психологической консультации.

Среди общих вопросов подготовки к психологическому консуль­тированию чаще всего выделяют следующие:

1. Выбор помещения и оборудование места для проведения кон­сультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удоб­ными для клиента и консультанта креслами или стульями, жела­тельно вращающимися, журнальным столиком.

Стулья вместо кресел используются в том случае, если время кон­сультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Пред­почтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирова­ния достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку об­щения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в психо­логической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.

2. Снабжение консультации бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультиро­вания и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь кальку­лятор, который, в частности, может понадобиться при количествен­ной обработке результатов психологического тестирования клиента.

3. Оборудование места проведения консультирования необходи­мой документацией и обеспечение средствами ее хранения, и част­ности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информа­цией при использовании компьютера). В регистрационный журнал, образец формы которого приводится ниже в таблице 2, записыва­ются общие данные о клиентах и о проведении консультаций. В кар­тотеку (табл. 3) вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить пред­ставление о клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиен­тов и другие, не подлежащие разглашению, данные.

Таблица 2

Примерная форма рабочего листа регистрационного журнала

психологической консультации

Таблица 3

Примерная форма индивидуальной карточки клиента

4. Приобретение для консультации минимума специальной, в том числе психологической, литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования. Кроме того, рекомендуется приобретать для психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, кото­рые клиент имел бы возможность здесь же, и психологической кон­сультации получить за дополнительную плату и собственное, посто­янное пользование по рекомендации психолога-консультанта.

Оформление помещения консультации производится таким об­разом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желатель­но, чтобы помещение для психологической консультации напоми­нало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).

К специальным вопросам подготовки психологического консуль­тирования относятся следующие:

Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиен­том по данным о нем, которые имеются в регистрационном журна­ле и в картотеке. Индивидуальная карточка на каждого клиента в первый раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в психологическую консультацию и приходит на прием к конкретно­му консультанту. Запись в индивидуальной карточке клиента дела­ет тот психолог-консультант, который проводит консультацию. Он же отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.

Подготовка материалов и оборудования, которое может пона­добиться в ходе проведения психологической консультации.

Получение из различных доступных источников дополнитель­ной информации о клиенте - такой, которая может понадобиться во время консультирования.

Разработка плана проведения консультации с учетом индиви­дуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.

ФОТО Getty Images

Метафорические или ассоциативные карты представляют собой набор картинок величиной с игральную карту или открытку с реалистичными изображениями (это может быть фотография дома, дороги или реки) или абстрактными образами. Карты - профессиональный психологический инструмент, в основе использования которого лежит работа с визуальной метафорой.

При виде той или иной картинки у каждого человека возникает свой комплекс ассоциаций, воспоминаний и фантазий, которые психолог затем интерпретирует.

Psychologies:

Метафорические карты помогают выяснить, в чем истинная причина беспокойства человека, обратившегося к психологу?

Татьяна Ушакова:

Карты - это не средство диагностики, но способ наблюдения. Я приведу такую метафору: представьте, что в комнату входит мальчик, в руках у которого розовый мяч. Он начинает с ним играть, кидает его нам, пинает ногой, потом обнимает и плачет. Глядя на его действия, мы можем сделать некие выводы о состоянии ребенка. Но в основе выводов все же наши наблюдения, а мячик - лишь инструмент.

«Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Зигмунд Фрейд

Метафорические карты сродни этому розовому мячику - они помогают нам наблюдать за клиентом и вступать с ним в контакт. А клиенту помогают взаимодействовать с самим собой, разным частям его личности - контактировать друг с другом.

Мы видим, как условный мальчик обращается с мячом, видим его отношение к предмету. А как обращаются с картами? Как они помогают психотерапевту понять что-то про клиента?

Т. У.:

Вот пример. Вчера ко мне обратилась женщина по поводу сложной ситуации в семье - у нее разладились отношения с ребенком, с мамой, со всеми сразу. Я предложила ей типичное упражнение: выбрать из колоды портреты людей, которые напоминают ей членов ее семьи. Не внешне напоминают, а по сути. Она выбирала долго, вдумчиво, потом по моей просьбе разложила эти портреты на столе так, чтобы расстояние между картами соответствовало степени душевной близости ее родных.

И вдруг в процессе она обнаружила, что себя-то, свой портрет и не выбрала. «А где вы-то?» - спрашиваю. «А про себя я забыла». И сама вдруг это осознала: «Так это действительно про мою жизнь. Я склонна заботиться обо всех, но никто не заботится обо мне. И сама я о себе не думаю». И вот ее собственные выводы - это самое ценное для меня.

Цель работы с метафорическими картами - не столько мне, специалисту, понять ситуацию клиента, сколько помочь клиенту увидеть свою ситуацию - семейную, жизненную - самому, как будто сверху (в психологии это называется диссоциацией) и сделать свои заключения. Выбирая карты, проговаривая то, что у него происходит в жизни, человек уже начинает успокаиваться. Еще Фрейд говорил: «Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Клиенты часто признаются: пока я рассказывал, я сам все про это понял. Вообще, мне кажется, что осознанность - одно из наивысших благ, которые доступны человеку.

В решении каких проблем карты помогают лучше всего?

Т. У.:

Дело-то не в картах, в них секрета нет. Секрет в том, что умеет специалист и какой подход использует. Карты хорошо сочетаются с разными направлениями работы. Ими могут успешно пользоваться психодраматисты, арт-терапевты, нарративные консультанты.

Когда человек смотрит на карты и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, в процессе рассказа сам часто находит ответ

Экзистенциальные психологи тоже их используют. Например, помогая человеку с эмоциональным выгоранием вернуть смысл работать дальше, психолог может предложить такое упражнение. Просит клиента выбрать карту, которая характеризует его положение на работе, его роль в рабочем процессе сейчас. Затем - выбрать карту, которая показывает его прежнего, в самом начале работы. Потом психолог предлагает клиенту оценить разницу и подумать: какой он видит свою дальнейшую карьеру?

Когда человек смотрит на карты (а у 90% из нас преобладает именно визуальное восприятие) и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, то в процессе рассказа сам часто находит ответ. А дальше мы можем выкладывать его дальнейшие шаги из карт, и клиент понимает, что нужно сделать, чтобы мечта стала реальной, достижимой целью.

А если у человека нет мечты и вообще представления о своем будущем?

Т. У.:

Карты помогают его увидеть. Однажды я работала с мальчиком Сережей 12 лет, который успешно перенес химиотерапию, и проблема при его выписке из больницы заключалась не столько в его физическом состоянии, сколько в психическом. Он очень изменился внешне: симпатичный золотоволосый мальчик превратился в лысого, полного, с одутловатым лунообразным лицом человека. Сережа боялся выходить из больницы во внешний мир, и надо было как-то преодолеть его страх по поводу возвращения к обычной жизни.

Из специальных карт-конструкторов мы начали составлять его портреты - каким он видит себя в прошлом, до болезни, как выглядит сейчас и каким представляет себя в будущем. Составляя автопортрет до болезни, он хохотал, что-то придумывал. Портрет нынешний вызвал у него тяжелые чувства, а третий портрет оказался крайне неопределенным - он вообще не видел себя в будущем. Потом, при помощи других карт, мы составляли план, что он будет делать в первый день после выхода из больницы. Сережа и тут не смог сформулировать, чего он хочет. И я предложила вытащить карту вслепую - результат, как всегда, оказался очень неожиданным. У него включилось чувство юмора, и мы разложили день за днем целую неделю его жизни после больницы. Он хохотал от души.

Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста

А потом мы вернулись к его портрету из будущего, и он смог его составить. Портрет получился живой, оптимистичный, симпатичный. Если вначале Сережа принимал себя только в прошлом, то теперь признался, что в будущем себе тоже нравится. Он вышел из больницы с чувством уверенности в себе. Всю неделю провел в точном соответствии с нашим планом, и ему было комфортно. Что здесь произошло? Жизнь пугала его своей неопределенностью. И когда Сережа увидел, какими событиями будет наполнен каждый день, ему стало хорошо и спокойно. Карты помогли сделать будущее определенным и привлекательным.

Под разные задачи и цели подходят разные карты?

Т. У.:

Вообще, любые метафорические карты подходят для решения любых задач. Но логично, когда речь идет о продвижении, использовать карты с изображением дорог, путей. В этих картах нет ничего иррационального, магического. В их основе заложен традиционный механизм проекции. Он запускаются при встрече человека с любым объектом. Но в момент размышлений о движении по жизни, например, карты с изображением дорог, развилок, путей быстрее помогут запустить этот процесс.

Терапевт и его клиент могут по-разному интерпретировать одну и ту же карту. Это мешает работе?

Т. У.:

Конечно, у меня и у клиента при взгляде на карту срабатывают разные проекции, и в этом главное коварство метафорических карт. Именно поэтому работе с ними надо учиться. Очень важно, чтобы психолог понимал: его личные проекции не имеют никакого отношения к проекциям клиента. Кто-то видит на картинке мимишный девчачий букет, а кто-то - похоронный венок. И если психологу непонятен смысл, которым наделяет карту клиент, если его это как-то раздражает, задевает, это точно не проблема клиента, а психологу пора на личную терапию. Поэтому иногда психологу лучше даже не смотреть на карту, чтобы не дарить клиенту свои проекции и не сбивать его с толку. Неверное толкование может завести вашу работу совсем не туда, куда надо.

В каких случаях карты использовать нельзя?

Т. У.:

Я не использую их в работе с клиентами, имеющими психические расстройства, пограничные состояния, эпилепсию. В этом случае задача специалиста - вернуть их в реальность, поставить на землю, и метафоры здесь будут вредны. Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста - у них конкретное мышление, они видят в изображении на карте только то, что там нарисовано. Образное, ассоциативное мышление развивается ближе к начальной школе, да и то не у всех. И среди взрослых клиентов встречаются те, у кого плохо развито образное мышление, кто не воспринимает зрительные образы.

Об эксперте:

Татьяна Ушакова - клинический психолог, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Сергиевом Посаде. Ее опыт работы с метафорическими картами - более 10 лет.

Узнать больше

Подробнее узнать о работе с метафорическими картами можно на мастер-классах и круглых столах Третьей ежегодной конференции «Метафорические карты в работе психолога» . Она адресована специалистам с базовым психологическим образованием.

Сегодня я расскажу про документацию психолога.

Так исторически сложилось, что у психолога нет как таковой документации и на этом пост можно заканчивать. Так произошло потому что:

В нашей стране нет нормативных актов о работе психологов (исключение составляет разве что образование, где есть масса нормативных документов и разнообразные силовые ведомства типа таможни, МЧС). В принципе в Москве есть закон о психологической работе, разработанный в Московской службе психологической помощи, но он, как мне кажется, был создан для галочки. В остальном все опирается на адекватность должностных инструкций в том месте, где вы работаете.

Нет единого паспорта психолога, или иного документа, заставляющего вас работать именно в определенных методиках. Тут все опирается на книги, например, работая в соц. защите, покупаете книгу некоего психолога, специалиста в вашей области и ориентируетесь и ссылаетесь на нее.

Прейдя на любую психологическую должность (опять-таки за исключением вышеперечисленных организаций) вам придется, скорее всего, с нуля писать всю будущую работу. Как правило, после увольнения психолог забираете все наработки с собой, не потому что боится, что их своруют, но скорее понимает, что передать опыт - дело длительное и трудное.

Совершенно разнообразное понимание вопроса результата работы психолога. В некоторых местах психологи отчитываются за первичные приемы, а где-то и за достижение запроса клиента. А если речь идет про детей или семей все становится еще сложнее.

Тем не менее, я приведу краткий список документов, которые мне кажутся обязательными или желательными. Но помните, что вопрос состоит не в том, чтобы вести как можно больше бумаг, а найти некий подходящий именно вам вариант (золотую середину). Документацию я разбил по категориям. Начнем с самого вкусненького:

Консультативная работа (очная):

1) Заявление о консультации на ваше имя или директора - спорный пункт, и я им не пользуюсь. Тем не менее, начинающим психологам он может помочь, т. к. если в будущем с клиентом будут трудности, можно всегда "поднять" заявление. Его легче сделать на компьютере и давать людям вписывать свои данные и ставить подпись. Кстати никогда не забывайте что консультации психолога, всегда, проводятся на заявительной основе, т. е. принудительно общаться с психологом нельзя. Также в заявлении не стоит писать запрос, а вместо него можно просто в пункте - причина обращения - написать категорию (например, человек в трудной жизненной ситуации).

В случае работы со сложными клиентами (депрессии, суициды и т. д.) не забудьте взять телефон ближайших родственников или организаций опекающих клиента.

2) Первичный опросник - самые важные и необходимые вопросы, которые связаны с деятельностью вашей организации. Например, в образовании важным будет успеваемость ребенка, а в соц. защите категория обратившегося. Вообще вместо того чтобы вспоминать что же я там еще не спросил, просто сделайте опросник, который вы будете проводить на первой консультации. В него можно также включить опросник на депрессию или что-то в этом роде.

3) Журнал консультаций - тут все просто. Я веду журнал по 2м отделениям, в которых я консультирую. В других отделениях я не веду журнал по причине того, что мне лень. В журнале в структурированной форме показаны все консультации за отчетный период, с информацией о клиенте, причинах обращения и формах работы. Так как я не беру заявлений, я просто прошу на первой консультации поставить автограф клиента мне в журнал. Это удобнее.

Кстати, как и заявление, и журнал так и опросник, стоит хранить в доступном для ваших коллег или начальстве месте, чтобы на основании этих бумаг они могли бы составить отчет во время вашего отсутствия. Эти 3 пункта относятся к элементарной "отчетной" документации психолога. Следующие пункты относятся напрямую к вам, как специалисту.

Также не забывайте, что сейчас есть закон о неразглашении личных данных. С которым вас должны ознакомить при приеме на работу. И если вследствие того, что вы храните записи с консультаций у себя на столе в раскрытом виде, кто-то использует полученные данные, то претензии будут к вам. Вследствие чего помните – вы работаете с людьми, которые разглашают данные вам, а вы можете разглашать полученные данные исключительно коллегам на супервизии по своей воле и суду (если вас прижмут). Больше никто и нигде не должен знать, кто и зачем к вам ходит. Желательно спрашивать клиентов о том, будут ли они За, если вы расскажите их случай на супервизии в целях улучшения работы. Если не помните, когда может быть нарушен принцип конфиденциальности, прочитайте про это в учебниках.

4) Ваши записи с консультаций. Раньше я их вел в виде 2х столбцов - вербальное и невербальное. Сейчас я просто записываю важные моменты. И если на первых консультациях я много пишу, то начиная где-то с четвертой, я больше работаю, чем записываю. В записях желательно указывать каждый раз: запрос, время начала консультации, дату, состояния человека на момент прихода и ухода. Все остальное, что вы пишите по большей части связано с направлением, в котором вы работаете. Также не забывайте про домашние задания.

Все записи с консультаций стоит хранить в сейфе! У психолога должен быть сейф!

Обратите внимание на то, что если с вами что-то случится (смерть, потеря дееспособности, увольнение) все ваши записи должны быть переданы вашему коллеге психологу. В связи, с чем стоит написать заявление, в котором указывалось, куда стоит передать ваши записи на случай вашей смерти или болезни. Это можно отнести к категории - романтика в психологии.

Кстати аудиозаписи я веду постоянно. Именно эти записи являются наилучшей гарантией вашего душевного спокойствия и на их основе лучше всего делать анализ вашей работы. И кстати именно их стоит передавать в первую очередь коллегам в случае вашей смерти.