Алгоритм проведения комплексного анализа текста. Как делать анализ текста: план и шаги Комплексный анализ текста

Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать - составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.

Что такое анализ текста?

Итак, подробнее. Анализ - это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но в последствие ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.

Комплексный анализ текста

Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.

Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: "что этим отрывком автор хотел сказать?".

Стоит помнить, что тема - это предмет рассуждения. А тематика - это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.

В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.

Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.

Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.

По русскому языку и литературе

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. - легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста - в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста - повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного - если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Пример

Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:

Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.

  1. Мысль автора - показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
  2. Тип и стиль - это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
  3. Средства связи и художественные средства - союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием - антитеза, т.е. когда идет противопоставление - глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
  4. Синтаксические особенности - используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
  5. Орфографические особенности - безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).

План комплексного анализа текста

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, Тюменской области, ЯНАО Фиалковская Вероника Петровна

    Прочитайте текст

Текст – это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.

    Вспомните, что вы знаете о его авторе.

    К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

(научный - значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика); официально-деловой - официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция); публицистический - характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый); разговорный - отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность; художественный - используется в художественной литературе).

    Какого типа речи данный текст?

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

5. Определите жанр текста.

6. Определите тему текста.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений: порядок слов в предложениях; интонация и др.

Параллельная связь предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым.

Цепная связь предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.

10. Как соотносятся начало и конец текста?

11. На каком приёме/ приёмах построен текст?

12. Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.

Обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);

Выделите фразеологизмы и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

Найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

Обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором:

Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (красная девица, добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).

Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди).

Особый вид метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу (воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).

Повторение определенных согласных звуков – аллитерация , повторение гласных звуков – ассонанс )

17. Сформулируйте идею текста (основную мысль)

18. Каково ваше впечатления от текста?

Схематичная таблица «Комплексный анализ текста».

Основные вопросы

1. Прочитайте текст

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный,

публицистический, научный

4. Какого типа речи данный текст?

Описание, повествование, рассуждение.

5. Определите жанр текста.

Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6. Определите тему текста:

его основную мысль

О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится

Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать.

7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.

8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи.

Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

10 Как соотносятся начало и конец текста?

11. на каком приёме/ приёмах построен текст?

Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание).

12. Отметьте основные образы в тексте

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

Найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

Обратите на стилевую принадлежность лексики;

Выделите фразеологизмы

Зачем они употреблены;

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.

Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.

17. Сформулируйте идею текста

18. Каково ваше впечатления от текста

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

Найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

Найдите опорные слова в каждой части текста;

Найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

Найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

Обратите на стилевую принадлежность лексики;

Выделите фразеологизмы

Обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором;

Употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором)

Зачем они употреблены;

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

(9-11 классы)






7. Определите тему текста.










Найдите перифразы. С какими целями они использованы? К Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9-11 КЛ.)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  • Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
  • Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
  • Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  • Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
  • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  • Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  • Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Алгоритм действий

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями - мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

  • внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
  • размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
  • составления плана текста;
  • изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
  • сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
  • знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
  • владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).

План анализа

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

  1. Тема, основная проблема и смысл заглавия.
  2. Авторская позиция.
  3. Микротемы.
  4. Части текста и средства связи между ними.
  5. Речь, стиль, жанр произведения.
  6. Используемые средства выразительности, их роль.
  7. Композиция текста.
  8. Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью - это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения

Тема притчи - это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие - параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу - рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Стиль произведения - художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Завершение анализа

  • Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший - один - путник - недовольный - горе-путник - утомлённый дорогой ).
  • Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
  • Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все - один, весело - брюзжа, труд - лень, жизнь - смерть.
  • Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах ) до отрицательно-оценочных (брюзжал ), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере - линейно. Есть завязка - отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка - это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники - уставший - Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он - над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

рекомендуется наряду с чтением художественной литературы как ведущая форма самостоятельной работы студентов; является основой для работы на практических занятиях, подготовки докладов, рефератов и письменных работ всех видов.

Комплексный анализ художественного текста направлен на постижение авторского замысла: на комментирование непосредственно воспринимаемых пластов текста и выявление его имплицитных (скрытых) смыслов, на установление внутренних связей, перекличек между его составляющими, на формирование у студентов особого отношения к исследуемому художественному произведению – как к «единому, динамически развивающемуся и вместе с тем внутренне завершенному миру» 4 .

Комплексный (филологический) анализ художественного текста осуществляется с учетом непосредственного читательского восприятия и опирается на методики литературоведческого, лингвистического и лингвостилистического анализа – что позволяет преодолеть субъективизм и импрессионистичность первоначальных выводов и наблюдений над текстом.

    Литературоведческий анализ предполагает выявление жанровой природы и проблематики текста, его системы образов и характера композиции произведения;

    Лингвистический и лингвостилистический анализ рассматривает языковые элементы, образующие текст, а также феномен соединения языковых элементов в единый художественный образ, т.е. изучает то, «как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения» 5 .

Работа по осуществлению комплексного (филологического) анализа предполагает «челночный» (Л.Ю. Максимов) характер исследования: постоянные переходы от содержания к форме и обратно, постоянное фиксирование разнонаправленных связей между различными аспектами содержания и различными аспектами формы. По этой причине предлагаемый план анализа носит исключительно схематический, предварительный характер и подразумевает многократное обращение к каждому пункту работы.

Основные пункты комплексного анализа литературного произведения:

Жанровая принадлежность текста («как некий канон произведения, определяющий ожидания читателя и особенности формы текста») 6 .

Предмет изображения («тема произведения» в узком понимании термина, круг явлений и событий, образующих жизненную основу произведения).

Предмет художественного постижения («тема произведения» в широком понимании термина, «все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки» 7).

При работе с этим пунктом следует помнить, что тематика подлинно художественных произведений многопланова, как правило, не исчерпывается какой-то одной позицией.

В.Е. Хализев называет в этой связи следующие возможные аспекты тематики:

1. Т.н. вечные темы – моменты, явно или подспудно присутствующие в произведениях всех стран, эпох, эстетических систем. К кругу вечных тем относятся:

Онтологические универсалии – представления о неких вселенских и природных началах, свойствах и состояниях Бытия, мироздания (хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть и т.п.);

Антропологические универсалии – представления о фундаментальных свойствах и состояниях человека и человеческого мира, а именно:

    о духовных началах человеческого бытия (гордыня и смирение, склонность к созиданию либо разрушению, отчужденность и причастность и т.д.);

    о душевных и телесных устремленностях человека (любовное влечение, жажда власти, тяга к материальным благам и т.д.);

    о чертах сознания и бессознательного, определяемого в людях их полом (мужественность и женственность);

    о возрастных периодах человеческой жизни (феномен детства, старости и под.);

    об исторически устойчивых формах существования людей (труд и досуг, будни и праздники, мирная жизнь и периоды социальных потрясений, жизнь в доме и на чужбине и т.д.)

2. Темы, определяемые спецификой конкретно-исторического момента (т.е. специфика различных менталитетов и культурных традиций, особенности бытового уклада народностей, явления исторического времени и современности).

3. Темы, определяемые феноменом присутствия автора в тексте (к этому аспекту тематики относятся: воссоздание автором собственной его личности и судьбы в тексте художественного произведения, осмысление им собственного присутствия в мире, конкретно-исторической реальности и отношений с ними). 8

Определите соотношение возможных аспектов тематики в анализируемом тексте (какие из тем наиболее важны для автора, каким уделено меньше внимания?), прокомментируйте расстановку смысловых акцентов в произведении.

Направление художественного постижения (проблематика произведения: какие вопросы ставит автор в связи с интересующими его темами?).

Специфика конфликта произведения : Какие составляющие художественного мира находятся в противостоянии? «Внешний» / «внутренний»; единичный / множественный характер имеет конфликт, меняется ли его качество по мере развития сюжета? Каким образом проявляется конфликт (в сюжетных столкновениях / противостояниях характеров, жизненных позиций / внесюжетно: в композиционном контрасте, стилистической антитезе)? Какова структура сюжета произведения в его соотнесенности с конфликтом (завязка, кульминация развязка)? Каков характер разрешения конфликта и тип ожидаемой читательской реакции на развязку?

М.Н. Эпштейн отмечает в этой связи следующие варианты:

    «примирение и ли крушение противоборствующих сил, заставляющее читателя возвыситься над их односторонностью (развязка-катарсис);

    победа одной из сил, заставляющая уверовать в ее правоту и жизнеспособность («тенденциозная» или «ангажирующая» развязка»);

    невозможность примирения или победы, оставляющая силы во взаимном обособлении и выносящая конфликт за пределы произведения – в жизнь, ставящая вопрос о возможном исходе конфликта перед самим читателем (проблемная развязка)» 9 .

Каково отношение автора к различным сторонам конфликта и характеру его разрешения? Каким образом конфликт определяет эстетическое содержание произведения, его пафос (трагический, комический, героический, сатирический, идиллический)?

Важно : при работе с данным пунктом анализа художественного произведения обратите особое внимание на родовую принадлежность текста (термин “Конфликт” безусловно применяется к эпическому и драматическому родам литературы, лирические же произведения могут в отдельных случаях характеризоваться ослабленным или даже отсутствующим конфликтом), а также на отнесенность его к культурно-исторической эпохе, эстетической системе (произведения, объединенные по этим признакам, обладают известным сходством конфликтов, путей их разрешения и авторских интенций в этой связи).

Сюжет произведения:

Источник сюжета художественного произведения (традиционный / с опорой на автобиографические или иные события / индивидуальный авторский вымысел); тип сюжета (концентрический / хроникальный / многолинейный). Сюжет как основная область реализации характеров персонажей произведения: сюжет и фабула произведения, их соотношение, структурные части сюжета (завязка, кульминация, развязка) и фабулы (пролог, обрамляющий сюжет, перипетии, эпилог); внутреннее членение фабулы как отражение динамики жизненных обстоятельств / внутренней жизни героя. Сюжет как основная форма выражения конфликта ; внутрисюжетные (локальные и преходящие, разрешимые) конфликты и устойчивые (неразрешимые) конфликтные состояния 10 .

Важно : при работе с данным пунктом анализа обратите особое внимание на родовую принадлежность произведения: в лирике роль сюжета может быть ослаблена.

Временная и пространственная организация текста:

Важно : данный пункт не предполагает анализа характера изображенной эпохи (основных ее составляющих, влияния ее на жизнь человека, социальных групп и т.д.), а также смысловой нагрузки деталей предметной среды (как начала, характеризующего персонажей, эпоху и т.п.). Он посвящен анализу приемов , позволяющих автору конструировать художественный мир произведения как в большей или меньшей степени жизнеподобный, доступный для восприятия читателя, – т.е. обладающий временными и пространственными характеристиками.

Художественное пространство произведения : количество пространственных сфер, выразитель каждой из них (с чьей точки зрения изображена та или иная пространственная сфера?), в случае сосуществования нескольких пространственных сфер в рамках одного произведения – тип их взаимодействия (изолированы / не изолированы они друг от друга, кто из персонажей и каким образом осуществляет контакт между ними?) и характер их взаимоотношений в произведении (сближение, противопоставление и т.п.). Элементы, создающие образ пространства (или нескольких пространств), характер соединения элементов между собой (мозаичная / целостная картина мира; открытое / замкнутое пространство; расширяющееся / сужающееся по отношению к персонажу), степень жизнеподобности / условности художественного пространства;

Художественное время произведения : «календарное» время текста; его одномерность / многомерность;

(одномерность времени – феномен, при котором время изображаемых событий и время рассказывания о них, восприятия их равны или близки друг другу, он имеет место, например, в некоторых лирических стихотворениях, структурных частях драматических произведений; более распространенный случай – многомерное художественное время: период, о котором рассказывается в произведении, не равен времени рассказывания, восприятия).

В случае многомерности художественного времени: варианты, приемы временных смещений (сокращение изображаемого времени : информативные «пропуски», выделение крупным планам центральных событий в ущерб созданию полной картины и т.п.; растяжение изображаемого времени : описание одновременных событий, сопоставление событий, повышение художественной образности при изображении событий); линейный (последовательный) / нелинейный характер изображения событий, членение художественного текста на периоды и характер связи между ними (причинно-следственный, линейный, ассоциативный), скорость течения времени в каждом из периодов.

Образный строй произведения:

    Система персонажей произведения: центральные персонажи и персонажи второго плана; персонажи-индивидуальности и коллективные персонажи. Персонажи в художественном мире произведения (смысловая нагрузка образов литературных героев, их точка зрения на действительность, самих себя и других персонажей; разновидности художественных функций литературных персонажей: персонажи-двойники, персонажи-антагонисты, герои-резонеры, антигерои, персонажи-носители аспектов авторского мироощущения и т.д.). Персонажи литературного произведения как самоценные образы: их внутренний мир и ценностная ориентация, способы ее выражения: формы поведения, речи, портретная характеристика; психологизм изображения персонажей.

    Образы внеположенной человеку действительности: природы, быта, историко-политической, социальной, культурной реальности и т.п.: художественные детали, а также персонажи центрального и второго плана (их высказывания, поступки, характеры), определяющие специфику этих образов. Объективно-бесстрастный или субъективно-эмоциональный, последовательный или выборочный характер изображения этих сфер. Эпизодический или постоянный характер присутствия образов внеположенной человеку действительности в произведении. Художественная нагрузка образов в произведении. Самоценный характер образов в произведении: вопрошания, размышления и переживания автора в их связи.

    Соединение единичных образов художественного произведения в образы судьбы, мира, бытия (образование художественной модели мира), характер художественной концепции произведения:

    Каковы начала, образующие бытие?

    Каков его облик? (хаотично или упорядоченно бытие? доступно или недоступно объективному воссозданию? обладает или не обладает смыслом, целью? имеет эстетический или антиэстетический облик?)

    Какое место среди них занимает человеческий мир?

    В каких отношениях находится человек с мирозданьем? (укоренен ли человек в бытие или отторжен от него? внятны ли человеку законы существования, осуществления бытия или же являются для него непостижимыми? каков характер пребывания человека в мире: деятельно-преобразующий / созерцательный / опустошенно-пассивный; меняется ли он на протяжении произведения?)

Структура повествования – как количество и характер организации повествовательных «точек зрения» в изображении событий и предметности.

Под «точками зрения» понимаются носитель / носители художественного сознания и речи, чьи монологи образуют текст произведения. Такими носителями сознания могут быть повествователь-рассказчик (выступает как один из персонажей художественного мира: очевидец, участник событий, носитель воспоминаний), повествователь-комментатор (выступает как начало, внешнее по отношению к художественному миру, занимает, как правило, позицию «всезнания», предлагает читателю свою интерпретацию событий), а также литературные персонажи.

Важно : при работе с данным пунктом обратите особое внимание на родовую принадлежность произведения. Эпический и драматический род литературы предполагают дистанцию между сознанием автора произведения и «точками зрения» повествователя, рассказчика, голосов персонажей; в то время как лирика и смежные с ней формы литературы – такие, как лирическая проза, – основаны на большем сближении этих начал.

Особенности организации каждой из повествовательных «точек зрения»: тип повествования (от первого лица / от третьего лица), характер видения и воспроизведения мира носителем каждой из точек зрения: достоверный / недостоверный, детализировано-конкретный / обобщенно-умозрительный; ограниченный пространственно-временными рамками / свободный от данных ограничений; внешний по отношению к повествователю, персонажу/ приближенный к его внутреннему миру, личностно значимый для него.

Характер задаваемого адресата текста: к каким сторонам личности читателя обращается текст? на человека какого душевного склада он рассчитан? Есть ли в тексте произведения приемы установления непосредственного контакта с читателем, каковы они?

Филологический строй текста – языковые элементы, образующие каждую из повествовательных «точек зрения»:

    Лексическая организация текста: Каково соотношение нейтральных и эмоционально окрашенных слов в тексте? Используются ли в тексте слова ограниченных в употреблении лексических групп (историзмы, архаизмы, диалектная лексика, жаргонная лексика, просторечная лексика, слова, маркированные принадлежностью к определенному функциональному стилю)? Соблюдаются ли в тексте правила лексической сочетаемости слов?

    Фонетическая организация теста: Наличие / отсутствие аллитераций и ассонансов, повторов и перекличек звуковых рядов.

    Грамматическая организация текста: Слова каких частей речи преобладают и почему? В каких формах стоят слова преобладающих частей речи? Каково преимущественное употребление форм времени глаголов? Какова взаимосвязь с ними причастий и деепричастий? Какова роль прилагательных и наречий при конкретизации названных существительными и глаголами предмета речи, его действия, состояния?

    Синтаксическая организация текста: Каково соотношение сложных и простых предложений в тексте? Однотипны / разнотипны они по структуре? Какие виды предложений (по цели высказывания, по эмоциональной окраске) используются в тексте? Наличие / отсутствие союзов и их роль в тексте? Имеют ли место повторы или пропуски слов, предложений?

    Использование тропов, риторических фигур, стилистических фигур.

Используйте метод стилистического эксперимента для определения специфики стиля повествовательных «точек зрения»: искусственно замените, предложите свой вариант слова / словосочетания / речевого оборота / грамматической конструкции и т.д. для доказательства целесообразности отбора автором языковых средств, для определения их смысловой нагрузки в воплощении художественного замысла.

Система словесных образов произведения – как совокупность эстетических единиц, образующих каждую из повествовательных «точек зрения».

Данный пункт предполагает выявление ключевых для произведения образов и анализ их бытования в произведении: связи каждого образа с другими элементами текста, «развертывания» («приращения») смысла 11 каждого из образов и их взаимной соотнесенности.

    Происхождение образов – при посредстве какого художественного приема возникают образы: художественный перенос наименований (тропы) / особая эмоциональная, смысловая нагрузка художественной детали, авторская установка на ее особый статус в произведении.

    Характер образов – чем они мотивированы в тексте: изображаемой реальностью / литературной традицией / сознанием носителя повествовательной «точки зрения».

    Соотносятся ли словесные образы с сюжетом произведения (предваряют его / выполняют проспективную функцию 12 , т.е. обращаются к опущенным звеньям повествования)?

    Каково соотношение словесных образов с изображаемым миром, какой из его аспектов они выявляют: зрительно воспринимаемую сторону / внутреннюю сущность его явлений, событий / подверженность всех составляющих мира субъективному восприятию?

    Единичный характер имеют словесные образы текста или же они соотнесены друг с другом; как проявляется их соотнесенность (значимые повторы образов)?

Композиция произведения – «как взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств произведения» 13 .

Внешняя композиция произведения – членение его на структурные части: основной текст (в составе которого выделяют – в зависимости от рода литературы – главы, абзацы, строфы, акты, действия, явления и т.п.) и раму произведения (совокупное обозначение компонентов, окружающих основной текст: имя / псевдоним автора, заглавие и подзаголовок, эпиграфы, посвящения, предисловие, послесловие, примечания, оглавление, дата и место создания произведения). Смысловая нагрузка и взаимосвязанность элементов внешней композиции произведения или же их значимого отсутствия.

Внутренняя композиция произведения – организация текста как вереницы приемов, направляющих восприятие литературного произведения и выявляющих специфику авторского замысла. Художественная нагрузка основных композиционных приемов:

    Повторы (на разных языковых уровнях: фонетические, семантические, синтаксические, композиционные и т.п.), сопоставления и противопоставления в структуре произведения.

    Мотивы (как повторяющиеся дословно или приблизительно «детали, образные обороты, интонации, возникающие как способ характеристики персонажа, положения, переживания» 14).

    «Распределение и соотнесенность детализированных изображений и обобщенных (суммирующих) описаний» 15 (предметности, обстоятельств внешней и событий внутренней жизни человека) в структуре произведения.

    Структура повествования: порядок следования «точек зрения» в изображении событий и предметности.

    Количество, порядок следования и соотнесенность друг с другом и с сюжетом произведения внесюжетных элементов (вставных новелл, лирических отступлений и т.п.).

    Ведущий принцип соединения значимых частей текста: причинно-следственный (продиктованный логикой изображаемых обстоятельств) / монтажный.

Способы выражения авторской позиции в произведении: ключевые (повторяющиеся) единицы текста, объединение их в мотивы, доминанты (тематические, эмоциональные) текста, характер заглавия текста, семантика имен собственных в произведении, ремарки в драматических произведениях, словесные мотивы и особенности лирической интонации в поэтических произведениях.

Интертекстуальные связи произведения (отсылки к разного рода литературным источникам, заявленные в анализируемом тексте).

Элементы художественного текста, устанавливающие интертекстуальные связи:

    Заглавие, отсылающее к другому произведению /

    Эпиграфы /

    Обозначенные и необозначенные цитаты, включенные в текст, реминисценции (как упоминания произведений литературы, их авторов, персонажей, мотивов и т.п. вне прямого цитирования) и аллюзии (как упоминания внелитературных, чаще всего исторических, общественно-политических фактов вне прямого цитирования) как разновидности литературной интертекстаульности /

    Т.н. «точечные цитаты» – имена литературных героев или мифологических персонажей, включенные в текст /

    Сюжетное или стилевое пародирование чужого текста /

    Пересказ чужого текста, включенный в рассматриваемое произведение /

    Жанр произведения – в том случае, если он отсылает к фактам предшествующей литературы.

Тип литературной цитации: сознательная отсылка к литературному источнику / бессознательное воспроизведение литературного шаблона / случайное совпадение 16 .

Характер литературной цитации: самодостаточно-игровая / диалогическая (в этом случае автор целенаправленно создает своего рода «перекличку» между своим и чужим текстом, акцентируя определенные эмоциональные и смысловые аспекты каждого из них).

Художественные итоги произведения: произведение как воплощение эстетических ценностей, произведение как воплощение представлений автора о мире и человеке в нем, произведение как воплощение авторского эмоционального отношения к миру и человеку в нем.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА