Уроки школьного фотографа. Где и как снимать портреты для выпускного альбома, чтобы потратить минимум усилий, а получить качественный результат. Как сделать школьную фотосессию разноплановой и интересной для всех участников? Как фотографировать выпускной

Фото на выпускной, как и на свадьбу, остаются у людей навсегда. Эти снимки будут памятью об одном из знаковых событий в жизни. Поэтому проведение такой фотосъёмки требует ответственности и высокого профессионализма. Выпускная фотосъёмка может быть студийной — для создания фотоальбома, а может быть репортажной — для запечатления церемонии вручения дипломов/аттестатов и последующего празднования. В этой статье будет описана репортажная съёмка.

Какие отличительные особенности этого вида фотосъёмки?

  • Динамичность. Перед вами, как фотографом, события будут развиваться в очень быстром темпе. Казалось бы, всё предсказуемо и размеренно — сначала официальная часть, потом празднование в кафе. Но на деле всё происходит довольно быстро и требует оперативности, выносливости и знания своего дела. Речь идёт о репортажной фотосъёмке «в поле». Студийная фотосъёмка на выпускной альбом куда проще в этом плане.
  • Большое количество фотографируемых людей . На свадьбе есть 2 главных действующих лица — жених и невеста. Всё внимание на них. Это значительно упрощает работу. На выпускном же действующих лиц несколько десятков. И каждый человек должен хорошо получиться на фотографиях. Как на групповых фотографиях, так и по отдельности. Нужно быстро ориентироваться среди незнакомых людей, кого и сколько вы фотографировали. Следить за тем, чтобы все хорошо получались на фотографиях. Иначе может так в конце оказаться, что с кем-то будет слишком мало фото, или же человек на групповых снимках будет получаться неудачно.
  • Сложные условия освещения. Фото в помещении школы/ВУЗа, на улице, в ресторане — всё это требует разных настроек работы фотоаппарата. Очень важно оперативно работать с балансом белого, настройками экспозиции и режимами работы вспышки. Дополнительные сложности связаны с первыми двумя пунктами. Вам необходимо быстро ориентироваться и моментально реагировать на смены освещения. Иначе вы рискуете получить массу не резких или тёмных фотографий.
  • Длительность съёмок. Несколько часов съёмок динамичного репортажа требуют хорошей физической выносливости. Ведь не только много стоит, но и много весит. Также большая длительность съёмок означает, что вам нужно запастись дополнительными аккумуляторами для фотоаппарата и батарейками для вспышки. Если у вас разрядится аккумулятор посреди выпускного, вы подведёте клиентов и для вас это будет означать сорванный заказ. Это также относится и к .

Итак, как фотографировать на выпускной в школе или институте?

Непременным атрибутом такой съёмки являются групповые портреты . Фотографирование групп людей требует внимания к композиции в общем и к лицам людей в частности. Обращайте внимание на то, чтобы все поместились в кадре. Для этого надо:

а) правильно располагайте людей. Размещать людей надо в несколько ярусов. Даже если все поместятся в кадр, стоя в одну линию, эта фотография будет неудобной для восприятия. Т.к. у вас сверху и снизу окажется много лишнего пространства. А чтоб разглядеть лица надо будет зумить фотографию, что также неудобно. Как правило, для этого используются лестницы.

б) будьте очень внимательными. Даже когда люди все разместились в кадре и вас вроде бы всё устраивает — не спешите фотографировать. Теперь время смотреть на лица. На таких мероприятиях всегда много фотографов (люди берут фотоаппараты, дают знакомым и т.д.). Поэтому когда вы будете фотографировать группу выпускников, смотрите, чтоб они смотрели на вас. Смешная ситуация выходит, когда половина людей смотрит на вас, а половина — на другого фотографа.

в) делайте много дублей. Кто-то может закрыть глаза, зевнуть, отвернуться. Это сложно контролировать, поэтому делайте много дублей одной фотографии. Это сложно, учитывая, что люди нетерпеливы. Всем хочется сфотографироваться и пойти праздновать дальше. Поэтому важна коммуникация.

г) общайтесь с людьми. Вам как фотографу всегда лучше со стороны видно, кому лучше куда стать и как посмотреть. Это ещё надо передавать другим. Говорите и поправляйте людей на фото — от вас этого ждут.В общении важна эмоциональность и хорошее настроение. Угрюмый и молчаливый фотограф негативно повлияет на настроение людей в кадре. У людей праздник и надо быть с ними на одной волне.

При выпускной фотосессии может понадобиться ассистент. Он нужен для помощи в транспортировке оборудования. Если вы будете брать штатив и дополнительное освещение, без ассистента не обойтись. Ассистент также нужен чтобы помочь в организации и перемещении людей на групповых фото.

Резюмируя.

В общем фотосъёмка выпускных, как и свадеб, является довольно сложным жанром. Здесь не обойтись без профессиональной техники. Фотоаппарат должен быстро снимать и фокусироваться в условиях плохого освещения; высокие значения ISO не должны вызывать шумы; и, конечно же, фотоаппарат должен иметь высокое разрешение. В отличии от художественных фотосессий, проходящих в размеренном темпе, тут нет времени на выбор подходящих настроек и режимов съёмки. Поэтому нужно хорошо знать свою технику и уметь её пользоваться, чтобы быть способным быстро реагировать на окружающие события. Помимо техники нужно уметь работать с большим количеством людей. Ведь их нужно не только фотографировать, но и поддерживать коммуникацию с ними.

  • работы фотографа на выпускной.
  • Информация о

Эти слова популярной песни советских времен помнят многие. Школьные годы действительно трудно забыть любому из нас, любому человеку. И эту память очень хорошо помогают хранить школьные фотографии. Они волнительно и трепетно воскрешают в наших сердцах неповторимую атмосферу нашего детства, нашей юности. Школьные фотографии до недавних пор бережно хранили в семейных альбомах, изредка показывая детям и внукам, в наше время их оцифровывают и показывают друзьям в социальных сетях… Это вызывает бурю эмоций. Короче, тема школьных фотографий была актуальна всегда. Актуальна она и сегодня. Вот поэтому мы и решили рассказать вам сегодня о том, как сделать хорошую, качественную школьную фотографию. Такую, чтобы ее не стыдно было и друзьям показать, и в Интернет выставить.

Начнем с рассказа о том, какое оборудование вам для этого потребуется.

Объективы. Объективов для съемки в школе хорошо иметь несколько. Почему и какие? Поясним. Штатный объектив вашего фотоаппарата обычно имеет фокусное расстояние от 18 до 55 миллиметров. Иногда - 18-105 миллиметров. Но таким объективом можно сделать самую обычную, привычную фотографию. А вот для того, чтобы немного «похулиганить», внести свежую нотку в обычное дело, для фотографирования школьного класса хорошо применить так называемый объектив fish-eye, или, как еще его называют по другому «рыбий глаз». Снимки, сделанные таким объективом, имеют «эффект бочки», а это очень нравится современной молодежи.

Еще один объектив, который вам потребуется в работе, это портретный объектив. Портретником называют объектив, который имеет фиксированное фокусное расстояние примерно около 100 миллиметров. Таким объективом хорошо фотографировать одного человека, делать индивидуальные портреты школьников.

Ну, а для фотографирования больших групп людей при условиях недостатка места в помещениях с небольшой площадью вам может пригодиться широкоугольный объектив с фокусным расстоянием примерно от 18 до 40 миллиметров.

Освещение. Точнее, осветительные приборы. Для фотографирования в школе нам потребуется как минимум несколько фотовспышек. Обычно хватает двух. Две вспышки создают мягкий и ровный свет. Особенно это касается индивидуальных портретов ребят. Хорошо, если ваши вспышки дополнительно будут оборудованы софтбоксами.

Очень хорошо при описываемых съемках использовать светоотражатель золотистого цвета. Оттенок, создаваемый им на лицах портретируемых, получается нежным и теплым, а это обычно нравится почти всем. Если использовать отражатель другого цвета, кожа человека будет выглядеть бледной и неестественной. Для портретной съемки это особенно важно.

Синхронизатор вспышек нужен для того, чтобы координировать их работу. Проще говоря, для того чтобы вспышки срабатывали одновременно. От проводных синхронизаторов сегодня уже отказываются, заменяя их другими типами этих приборов. Кому понравится куча проводов под ногами, за которые можно легко запнуться? Особенно если кругом - дети. А оборудование у вас недешевое.

Штативов вам потребуется тоже несколько. Минимум три штуки. Собственно для фотокамеры, для фона и для светоотражателя.

Фон в школьной съемке можно использовать самых разных цветов и фактур. Конечно, нейтральный фон обычно бывает привычнее всего. Но можно использовать и другие. Например, синий или золотистый. С необычными фонами фотографии приобретают особую выразительность.

Ну, а теперь пора переходить к пошаговой инструкции по установке света при съемке школьного портрета.

Шаг 1. Расстановка источников света

Как мы уже сказали, пользоваться мы будем двумя фотовспышками, светоотражателем и синхронизатором. Источники света относительно портретируемого нужно установить таким образом, чтобы человек был равномерно освещен со всех сторон.

Итак, начинаем. Перед вами тот, кого вы фотографируете. То есть, ваша модель. Перед моделью стоите вы. Перед вами фотокамера на штативе. За спиной модели - фон, так же прикрепленный на штатив. Справа от вас, фотографа, фотовспышка в софтбоксе, установленная опять же на штативе. Слева - светоотражатель. Чуть выше фона, тоже на штативе, укреплена еще одна фотовспышка. Ее свет должен быть направлен на модель. Светоотражатель и вспышка должны быть размещены так, чтобы они были взаимно направлены друг на друга под углом примерно в 45 градусов, но их свет падал на модель. Таким образом на лицо портретируемого мы направим максимально возможный световой поток и человек будет равномерно освещен как спереди, так и с обеих сторон. А источник света (фотовспышка) который находится над фоном сверху, хорошо осветит голову того, кого мы фотографируем, что сделает портрет еще более выразительным. Эта схема расстановки осветительных приборов считается классической. Стандартной, так сказать. Она проста и эффектна. Снимки при таком освещении обычно получаются хорошими.

А вот на этом рисунке представлена немного другая схема освещения. Она тоже достаточно интересна.

Шаг 2. Влияние ракурса на изменение света

Если при съемке вы, фотограф, будете менять свое местоположение относительно того, кого вы фотографируете, то вам придется изменять и направление света от осветительных приборов. Если вы не будете учитывать в своей работе этот момент, то снимок у вас может получиться либо слишком темным, либо пересвеченным.

Шаг 3. Коллективная фотография

Ну вот, работа над индивидуальными портретами учеников завершена. Переходим к снимку всего класса. То есть, проще говоря, к коллективной фотографии. Заметим, что фотографировать класс целиком несколько проще, чем фотографировать каждого ребенка по отдельности. Именно тут вам может пригодиться объектив «рыбий глаз». Как мы уже говорили, снимки, сделанные таким объективом, получаются очень необычными и эффектными. Но при этом вам придется чуть больше подумать о сюжете такого снимка. Походите по школе, осмотрите ее помещения, классы, коридоры. Обратите внимание на освещенность этих помещений.

Ну, а собственно при съемке не забудьте правильно подобрать экспозицию, то есть сочетание выдержки, диафрагмы и значения светочувствительности.

Как фотографировать школьников?

Итак, фотоаппарат стоит на штативе. Фон - на нужном ему месте. Осветительная аппаратура настроена. Начинаем съемку. А съемка - это работа с людьми. Стало быть, съемка в школе - это работа с детьми.

Самое главное, что вам нужно сделать - это отдельный портрет каждого ребенка. Советуем сделанные кадры показывать ученику. Если ваши снимки ему понравились, то первый этап работы можно считать законченным. Исходя из практики, на фотографирование одного человека обычно уходит в среднем 5-7 минут, а иногда и чуть больше. И если в классе 25-27 человек, то съемка легко может затянуться на два-три часа. Вот почему мы рекомендуем не планировать на один день съемку более двух классов.

Фотограф дожжен помочь ребенку выбрать позу. Идеальный вариант - когда у каждого ученика на портрете будет своя поза. Тут все зависит от вашего опыта и вашей фантазии. Для начала вы можете попросить ребенка, чтобы он сам расположился перед фотокамерой так, как ему хочется. Сделайте несколько снимков. Покажите их школьнику. Если фотографии ему не понравились, предложите свой вариант позы. В итоге вы получите то, что искали и чего добивались - оптимального варианта портрета, который устроит мальчика или девочку.

  1. Модель в кадре должна чувствовать себя уверенно. А для этого вам нужно постараться убедить школьника в том, что он прекрасно выглядит. Это особенно актуально при съемке старшеклассниц.
  2. Скажите классному руководителю или тому человеку, который помогает вам организовать съемку в школе, чтобы он заблаговременно предупредил и самих ребят, и их родителей о том, что в этот день будет проводится фотографирование. Особенно это важно при съемке учеников младших классов. Родители должны подготовить своего ребенка к фотосессии. В чем заключается эта подготовка с их стороны? Не только в том, чтобы красиво и опрятно одеть ребенка, отправляя его в этот день в школу, но и в том, чтобы дать ему необходимые советы о том, как надо фотографироваться, как вести себя перед фотокамерой.
  3. При подготовке к фотографированию детей в школе обязательно прислушайтесь к мнению их педагога. Они очень много знают о своих учениках, об их привычках и характерах. Гораздо больше, чем вы, человек для них совершенно незнакомый. Возможно даже, что и у учителя или классного руководителя возникнут хорошие и необычные, креативные идеи для съемки. Не отвергайте эти идеи и советы. Подумайте, может быть к ним стоит прислушаться?
  4. После того, как фотографии будут готовы, их нужно согласовать с заказчиком. В случае фотографирования в школе - это в основном или классный руководитель, или кто-нибудь из активных родителей. Обговорите все детали, вплоть до мелочей. Сюжет снимка, его размеры, качество, стоимость другие детали. Заказчик должен знать всё. В противном случае впоследствии у вас могут возникнуть разногласия и даже проблемы. Если фотографии должны быть подписаны, уточните еще и еще раз имя каждого ребенка, изображенного на фотографии. Ошибка в этом деле бывает очень неприятной и обычно несет убытки фотографу.

В некоторых случаях вам, возможно, придется фотографировать школьников на открытом воздухе, во дворе школы или около нее. Поэтому заранее поинтересуйтесь прогнозом погоды на день, назначенный для съемки. Если синоптики обещают дождь, то уличную съемку скорее всего придется отменять. Хотя, впрочем, и фотографируя в дождь можно получить достаточно хорошие результаты. Если на улице будет яркое солнце - то это тоже мало хорошего. В таких условиях освещение обычно бывает ярким и контрастным. На лицах появляются грубые темные тени, а то и просто бесформенные черные пятна. Особенно сложно в таких условиях работать при съемке групп. Вот поэтому идеальный вариант для фотографирования классов на улице - это пасмурный и облачный день.

Ну¸ вот, кажется, и все, о чем мы хотели рассказать вам сегодня. Надеемся, что если вы внимательно прочитали эту статью, результаты съемки в школе порадуют и вас, и тех, кого вы фотографировали.

Каждый из нас надолго хочет оставить в своей памяти школьные годы, и для этого, чаще всего, делает ценное для него школьное фото. Тема эта будет актуальной всегда, поэтому я решил рассказать вам, как фотографировать в школе.

Данная инструкция подойдёт не только для фотографирования детей в школе, но и для фотографирования на диплом.

Начнём с необходимого оборудования. Во-первых, нам потребуется несколько объективов. Например штатный объектив, как правило в зависимости от модели фотоаппарата фокусное расстояние там может быть разное, чаще всего это 18-55 мм. или 18-105 мм. Чтобы немного разнообразить фотографию, пригодится такой объектив, как fish-eye. Он придаёт снимку своеобразную выпуклость – эффект «бочки», что очень нравится современным школьникам. Кроме того, при помощи "Рыбьего глаза" удобно фотографировать большую группу людей. Второй, необходимый нам объектив называется «портретник» - объектив с фокусным расстоянием 100 мм. Он отлично подойдёт для создания кадра с одним объектом фотографирования. Помимо этого нам понадобятся и другие объективы. Нужен ещё обычный широкоуголный объектив на 18-40 мм., он нам будет нужен для фотографирования группы людей.

Фотографирование в школе с использованием объектива "Рыбий глаз"

Во-вторых, нам не обойтись без нескольких вспышек. Я рекомендую приобрести две. Они понадобятся для того, чтобы портрет получился ровным и мягким. Для этого также рекомендую вам купить хотя бы один бокс для вспышки.

В-третьих, обратите внимание на наличие дополнительного оборудования: светоотражатель, синхронизатор для вспышек, штатив, фон и т.д.

Синхронизатор нужен, чтобы вспышки реагировали на работу камеры. Отдельно от него они работать не будут, а поскольку вспышек несколько, то проводная система нам не подойдёт.

Штативов нам потребуется, как минимум, три: для светоотражателя, для камеры и один для того, чтобы держать фон.

Фон можно взять нейтрального цвета, а можно и подобрать что-то поинтереснее, к примеру, золотой фон. Он редкий, но с ним фотографии приобретают наибольшую выразительность.

Рассмотрим пошаговую инструкцию к расстановке света при формировании качественного портрета.

Этот пункт я выделил не случайно, здесь-то я и расскажу подробнее, где нам понадобятся вспышки и светоотражатель.

Шаг 1. Где должны стоять источники света.

Итак, у нас есть несколько источников света: 2 вспышки, синхронизатор и светоотражатель. Расположить эти приборы надо так, чтобы фотографируемый объект был освещён со всех сторон. Представьте: в центре находится наша модель, перед ней вы – фотограф. Справа от вас вспышка в боксе, слева светоотражатель; сверху над фоном прикреплена ещё одна вспышка, направляющая свет на фотографируемый объект. Такая расстановка элементов наиболее проста и в то же время эффективна для создания хорошего фото.

Светоотражатель и вспышку, по бокам от фотографа, стоит разместить так, чтобы не только смотрели друг на друга, но и попадали на ребёнка, например 45 градуссов. Это даёт максимальный поток света по бокам модели и спереди её. Вспышка, находящаяся наверху фона, позволяет нам осветить голову объекта, что делает кадр наиболее выразительным.

На рисунке ниже я покажу вам, как должна выглядеть данная расстановка всех необходимых для фото объектов и элементов.

http://s4.fotokto.ru/topics/preview/12/126130.jpg?r245" alt="Фотографирование группы детей в школе" title="Фотографирование группы детей в школе">

Как фотографировать детей в школе?

Когда все приборы и устройства готовы для фотографирования, можно перейти непосредственно к работе с людьми, в нашем случае – школьниками.

Итак, первое, и самое основное – это сделать портрет каждого ученика в отдельности. Рекомендую вам показывать получившийся кадр ученику. Если ему понравится, он скажет «да», значит на первоначальной стадии фото готово.

Так, в среднем, на одного ребёнка уйдёт до 7 минут времени, а то и больше. Учитывая, что ребят в классе может быть 25, то процесс фотосессии может занять больше двух часов. Именно поэтому рекомендую устраивать фотографирование каждого класса в отдельный день и заранее планировать процесс фотосъёмки.

Вы, как специалист, обязаны помочь ребёнку с позой для фотографирования. Преимущественно, для каждого она должна быть своя. Сначала вы можете попросить ребят самостоятельно попозировать перед камерой. При этом вы сделаете несколько кадров, если из них ничего подходящего выбрать не получится, порекомендуйте ребятам свои позы и сделайте ещё несколько кадров.

На заметку каждому фотографу несколько простых, но очень важных правил работы со школьным коллективом.

  1. Ваша модель в кадре должна чувствовать себя уверено. Поэтому постарайтесь убедить школьника в том, что он хорошо выглядит (особенно для учащихся старших классов - девушек).
  2. Постарайтесь настоять на том, чтобы преподаватель заблаговременно предупредил родителей школьников о ближайшей для них фотосессии. Это нужно для того, чтобы родители смогли подготовить своего ребенка: красиво одеть, дать необходимые советы и рекомендации. В противном случае могут возникнуть неприятные недоразумения.
  3. Призываю вас к тому, чтобы вы прислушивались к мнению педагогов о том, как фотографировать школьный класс. Возможно, по этому поводу у них есть свои задумки, и вам достаточно их просто воплотить.
  4. Когда все фото будут готовы, вы должны согласовать их с заказчиком, в нашем случае с педагогом или одним из родителей-активистов. С ними вам необходимо обговорить ещё раз все детали фото: сюжет, качество, размеры, стоимость, чтобы узнать, всё ли их устраивает. У них же стоит уточнить имена и фамилии каждого ученика, изображенного на фото. Это необходимо при формировании школьного альбома или фото, где будут указаны имена детей. Если вы неправильно запишите ФИО ребёнка, изображенного на снимке, то при печати ошибка даст о себе знать, и убытки за испорченные фото или альбомы понесёте именно вы.

Помимо этого понадобится делать фотографии детей на улице, территории школы. Поэтому заранее изучите прогноз погоды - в дождь не получится красивых снимков. Так учитывайте тот факт, что солнце может мешать равномерному освещению объекта, для этого объясните группе где лучше встать.

Изучив данную статью мы приходим к выводу, что для фотографирования в школе нам надо будет взять большое количество оборудования, тщательно подготовиться и потратить много времени для создания необходимого результата. И вы получите нужные фотографии если будете соблюдать эту простую инструкцию.

Никаких вымученных гримас и заезженных идей для фотографий. Обращаясь в RHINODESIGN , вы получите выпускные альбомы с живыми лицами и интересными снимками. А фотографии с людьми, выстроенными в глупых позах по велению фотографа, оставьте другим. Им нужнее.

Как проходит фотосессия

Мы не диктуем вам условия. Как будет проходить фотосессия, вы решаете самостоятельно. Хотите в фотостудии, хотите в стенах учебного заведения, а хотите на природе, в парке или в другом месте Москвы, Подмосковья или Санкт-Петербурга.

Мы воплотим в жизнь любые задумки для того, чтобы в итоге ваш выпускной альбом стал особенным. Чтобы через много лет вы открыли его и вспомнили всех людей, которые запечатлены на этих снимках. Заново пережили все приятные моменты из своего прошлого.

Для вас фотосессия будет проходить по отдельному сценарию. Плюс, мы учитываем особенности работы с каждым возрастом. У нас в штате есть профессиональные фотографы, специализирующиеся на отдельных видах съемок:

  • Фотосессии для детского сада;
  • Фотосессии для 4 класса;
  • Фотосессии для 9 класса;
  • Фотосессии для 11 класса;
  • Фотосессии для выпускников институтов и университетов.

Как проходят фотосъемки

Как правило, фотосъемки проходят в два этапа:

  • Студийная фотосессия;
  • Репортажная фотосессия.

В студии мы снимаем общие фотографии группы, класса. Затем в выбранном вами месте фотографируем выпускников отдельно каждого и с их друзьями, любимыми учителями, преподавателями, воспитателями.

Дополнительно вы можете заказать съемку непосредственно с торжества. В момент, когда дети, юноши и девушки прощаются с очередным пройденным этапом в своей жизни. Наши фотографы ловят самые искренние эмоции для того, чтобы они навсегда остались с вами.

Мы отвечаем за качество. Не затягиваем сроки сдачи. Работаем по официальному договору, в котором отражена вся ответственность RHINODESIGN перед заказчиками.

Как подготовиться к фотосъемке на выпускной

Главный совет для всех, кто готовится к фотосъемке на выпускной выспитесь. Свежие лица половина успеха. Определитесь с местом для фотосессии и заранее продумайте свой образ.

Подумайте, будут ли все участники фотосессии одеты в одном стиле, или каждый захочет подчеркнуть свою индивидуальность. Так же заранее стоит продумать декор помещения, в котором будет проводиться съемка.

Остальное дело рук наших фотографов. Не важно, готовитесь вы к выпускному из детского сада, школы или университета. Специалисты RHINODESIGN имеют многолетний опыт в организации фотосессий и в создании шикарных альбомов.

Как создаются альбомы

Вы самостоятельно выбираете дизайн своего альбома. У нас есть больше 100 готовых вариантов на выбор. Есть возможность разработать для вас полностью уникальное оформление.

Какие фотографии войдут в ваш фотоальбом, вы тоже выбираете самостоятельно. Таким образом, у каждого выпускника остается совершенно

Если вы давно работаете детским фотографом, то вас ждет увеличение заказов на школьную съемку, потому что дети растут, а родители предпочитают работать с проверенным специалистом.

С одной стороны это хорошо, потому что не нужно тратиться на рекламу, а заработать на школьных съемках можно даже больше, чем в детском саду - классы сейчас достаточно многочисленные. Но в школе перед фотографом встает ряд серьезных проблем , которые никогда не возникают при съемке дошкольников.
Во-первых, в школе вам, скорее всего, не разрешат мешать учебному процессу и отвлекать детей.
Во-вторых, осветить класс сложнее, чем небольшие игровые зоны в детском саду.
В-третьих, чем старше становятся дети, тем сложнее заинтересовать их процессом съемки.
Старшеклассники могут демонстративно отворачиваться от камеры, мешать фотосъемке или напрямую отказаться от участия в ней.
Но, пожалуй, самая главная проблема съемки - это однообразие школьного процесса обучения. Практически все время дети находятся за партами, занятые однотипной деятельностью.

Уроки физкультуры тоже мало предсказуемы. В больших залах одновременно могут заниматься несколько классов, сложные условия по свету, полная зависимость результата от настроя и планов учителя физкультуры, а так же сами дети в подростковом возрасте становятся угловатыми, хуже контролируют свое тело и не всегда фото в движении получаются такими же эстетичными, как при фотосъемке дошкольников.

Еще одним большим минусом является то, что в определенных возрастах из-за перестройки организма детские лица требуют такое количество ретуши, которое сопоставимо разве что со свадебными съемками, соответственно рентабельность будет очень низкой, так как много денег уйдет на оплату работы ретушера.

Давайте начнем решать эти проблемы по порядку.

Во-первых, нужно определиться с предпочитаемыми возрастами и попробовать снимать именно их.

Например, для нас предпочтительной является съемка 1-2 классов , которые заказывают очень редко. Для того чтобы получить такие заказы, активно заявите о том, что вы снимаете школьников на 1 сентября. По таким ключевым запросам вас точно будут искать родители и будет много обращений.
Понятно что на этот день вы уже будете заняты, но в ходе телефонных переговоров можно убедить родителей в том, что съемка 1 сентября - это напрасная трата денег, а вот съемка одного дня в школе - очень интересная и ценная история о том, как ребенок уже начал учиться в школе, как он осваивает новую территорию, нашел новых друзей.
Такие съемки лучше организовывать в конце сентября - начале октября, когда дети уже успеют полностью адаптироваться к школе, успеют подружиться, а главное - что ведущим видом деятельности у детей в этом возрасте является обучение, поэтому они так ярко и эмоционально реагируют на уроках, им интересно и нравится учиться.

Родители, которые заказывали вам съемку первоклассников, обязательно обратятся к вам в конце 4-го класса , чтобы провести фотосъемку для выпускных альбомов в начальной школе. Заранее подскажите им, что такие съемки лучше проводить в начале 4-го класса - пока есть хороший свет и есть интересные задние планы для съемки детей на улице. В конце года, как правило, дети уже устают, у них проходит много контрольных работ, а все хорошие детские фотографы в этом периоде перегружены заказами. Следующий поток обращений к вам будет уже в старших выпускных классах.
Запросам родителей лично я отказываю и советую вынести вопрос фотосъемки и выбора фотографа на обсуждение самих детей. Хотя 11-ый класс уже сложно назвать детьми:) Вот уже три года мне звонят старшеклассники, которые сами согласовывают время фотосессий, собирают деньги, выбирают фото для фотокниг, делают иллюстрации для их оформления и даже ассистируют на съемках.
Вот пример разворотов школьной книжки, которую я делала 3 года назад. Школа на обложке - рисунок одной из учениц этого класса.
Так как съемка проводилась не в Москве и территориальный фактор, который так значим для столицы, отсутствовал (большие расстояния), мы решили сделать съемку в несколько заходов, буквально по часу каждый.







Теперь немного об освещении.

В классах в идеале лучше снимать без верхнего света и дополнительно подсвечивать вспышками. Это еще один повод организовывать съемки осенью или весной. К сожалению лампы, дающие ужасные желто-зеленые оттенки, встречаются в школах достаточно часто.
Неплохое решение - выделить какую-то съемочную зону (возможно, попросить отдельный кабинет, на задних партах или даже в коридоре), подсветить ее и провести съемку в конвейерном режиме, разделив детей на группы по принципу - кто с кем дружит. В подготовленную по свету зону хорошо поместить типовые учебные пособия (книги, карты, глобусы, можно поискать и более сложное оборудование типа микроскопов и скелетов).
Суть конвейерного подхода в том, что забирая детей группами, за короткий промежуток времени можно отснять сразу несколько разноплановых сюжетов - как индивидуальные портреты, так и портреты в деятельности, групповые взаимодействия, которые можно активизировать соревновательными моментами. Например, кто первый найдет Африку на глобусе?

Такие фотографии разбавят однообразный школьный репортаж и являются очень хорошим поводом для создания комбинированных фотокниг.
Школа, в отличие от детского сада - это место, в котором формируются прочные дружеские узы, порой и на всю жизнь. Дети и родители хотят видеть в книжках не только своих детей, но и их друзей, и жизнь класса, общие фотографии, какую-то фотоисторию о школе в целом. В итоге они хотят большую книжку за небольшие деньги.

Идеальное решение - это создание комбинированной книги, где 3 разворота будут индивидуальными, а остальные - одинаковыми для всего класса (то есть работа по верстке книг минимизируется, а значит, эти книги стоят намного дешевле полностью персональных книг на 10 разворотов). При этом индивидуальное начало фотокниги (3 персональных разворота) делает эту книгу уникальной и неповторимой, плюс эффект первого впечатления - при просмотре книги родители видят сначала своего ребенка, а потом дополняют это впечатление общей картиной.