Проект по литературе для начальных классов "баба яга". Проект «Баба Яга. Злая колдунья или добрая волшебница? Добрая или злая баба яга

Портфолио проекта

"Баба Яга добрая или злая?"

Возраст участников проекта

7 лет.

Краткая аннотация проекта

  • Цель проекта

Показать неоднозначность характера литературных героев на примере Бабы Яги.

  • Что участие в проекте даст его участникам

Входе проекта будут развиваться коммуникативные навыки, воображение.Будут формироваться представления о себе и объектах окружающего мира,будет развиваться речь.

Участие в проекте даст детям более глубокие знания об устном народном творчестве.

  • Результаты проекта

Результатами проекта будут являться рисунки и поделки из пластилина,глины, теста.

  • Как будут оцениваться и обсуждаться:

ход проекта

Будут оценивать себя с помощью карты настроений,в итоговом оценивании заполняется таблица детьми,родителями,учителем

Детям будет предложена карта продвижения по проекту,которая включает в себя различные виды деятельности. В конце проекта дети получают поощрительные призы.

результаты проекта

Будет предложена диагностическая карта оценки знаний,умений и навыков.Где будет дана оценка в баллах каждому ребенку -высокий,средний,низкий уровень.

Вопросы, направляющие проект

  • Основополагающий вопрос

Что такое добро и зло?

  • Проблемные вопросы

2.Почему Бабу Ягу считают отрицательным персонажем?

3.Чему может научить нас Баба Яга?

  • Учебные вопросы

1.Что такое сказка?

2.Какие виды сказок вы знаете?

3.Какие герои встречаются в сказках?

4.Что мы знаем о Бабе Яге?

5.Как она появилась?6.Каков её облик?

7.Какой характер?

8.Где она живёт?

9.Какой круг её общения?О чём вы бы хотели её спросить?

Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей

основные принципы составления композиции,знать правила пользования красками,пластилином.,знать правила техники безопасности пользования ножницами.

Уметь: анализировать,сравнивать,сопоставлять

ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

ШКОЛЬНАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Баба Яга: добро или зло?

Лашманов Андрей, 5А класс

Сербина Алёна, 5А класс

Руководитель:

Кудрявцева Галина Михайловна,

учитель русского языка

Рязань

2016

Проект «Баба Яга: добро или зло?»

В нашей жизни не хватает доброты. А ведь делать добро – это большое счастье. К сожалению, мы часто встречаем и зло.

На уроке чтения мы часто приводим примеры о добре и зле, рассказываем о добрых и злых героях. Но однажды нам был задан вопрос: Баба Яга-добрая или злая? Мы решили обратиться к русским народным сказкам. Почему именно к ним? В сказках есть добро, и зло; добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга.

Мы выбрали тему проекта «Баба Яга:добро или зло?».

Мы допустили: Баба Яга может быть разной.

Цель проекта: Доказать, что образ Бабы Яги может быть не только злой, но и доброй.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с русскими народными сказками, в которых встречается Баба Яга.

2. Познакомиться с образом Бабы Яги.

3. Сравнить поступки Бабы Яги в сказках.

Чтобы выполнить эти задачи, мы проделали следующую работу:

1. Посетили городскую библиотеку имени Сергея Есенина.

2. Прочитали сказки, послушали аудиосказки, в которых встречается Баба Яга.

3. Поработали с толковым словарём и интернетом.

4. Подвели итоги.

Кто же такая Баба Яга?

В Толковом словаре Владимира Ивановича Даля мы прочитали: «Яга –ведьма. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, помелом след заметает. Она ездит за человечьим мясом, похищает детей».

Получается, что Баба Яга злая.

Чтобы узнать лучше образ Бабы Яги, познакомились со сказками:

1. Царевна – лягушка.

2. Финист- ясный сокол

3. Баба- яга.

4. Марья Моревна.

Во всех этих сказках Баба Яга выглядит одинаково. Это–старая некрасивая бабка: у неё сгорбленная спина, нос крючком, волосы нечесаные, длинные ногти, костяная нога; она умеет колдовать. Баба Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. Но мы заметили, что Баба Яга в некоторых сказках приветливо встречает героев, вкусно угощает, парит в баньке, дает им в дорогу волшебных помощников. Сделали вывод: не такая уж Баба Яга и злая.

Мы сравнили поступки Бабы Яги.

В двух сказках она злая. В сказке «Марья Моревна» она хотела убить Ивана-царевича, в сказке «Баба- яга» - хотела съесть девочку.

Но в других сказках мы увидели и добрые поступки Бабы Яги. В сказке «Царевна-лягушка» она дала совет Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного. А в сказке «Финист-ясный сокол» помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола.

Мы сделали вывод:

Заключение: Таким образом, в ходе своего проекта мы нашли ответ на свой вопрос. Нам очень понравилось читать, слушать сказки. Но самое главное, мы поняли, что нужно всегда внимательно читать книги, чтобы сделать какие-нибудь новые открытия.

Злая ведьма

Научные руководители:

ученица 4-Б класса

МОБУ СОШ № 35

Ефименко Оксана Дмитриевна,

Вертиёва Анна

учитель начальных классов,

Вертиёва Юлия Александровна,

учитель русского языка и литературы


Актуальность темы исследования

Все в дети любят сказки.

Самый яркий и загадочный персонаж волшебных сказок – Баба Яга.

Для современных детей – это обязательно старая, страшная, противная и злая ведьма, колдунья, злая героиня сказок с большим носом, которая живет в лесу, в избушке на курьих ножках, летает на метле, ворует и ест детей.

В сказках этот образ представлен по-разному.

Так кто же она такая? Злая ведьма или добрая старушка? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ.


В литературе образ Бабы Яги представлен в работах

  • В. Даля «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа»,
  • А. А. Потебни "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий"
  • В. Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки».

Владимир Даль в своей работе называл Бабу Ягу могущественной колдуньей. По его мнению, она и есть хозяйка подземного ада.

Владимир Яковлевич Пропп и Александр Афанасьевич Потебня считают, что образ бабы Яги связан с мотивом посещения человеком страны мёртвых.


Цель нашей работы: выявить роль Бабы Яги в сюжетах русских народных сказок. Выяснить: положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.

Задачи исследования

1. Познакомиться с образом Бабы Яги, узнать интересные факты об этой героине.

2.Проследить, как происходит приобщение героя к миру мертвых.

3. Доказать, что образ этого сказочного персонажа можно отнести и к добрым, и к злым силам.


Гипотеза

Баба Яга может быть разной.

Она связана с представлениями древних славян о праматери всего живого, хранительнице душ (светлая сторона образа) и изменениями этого образа в после христианские времена (демонизация образа).


Предмет исследования - Баба Яга

Методы исследования

1. Изучение текстов русских народных сказок.

2. Изучение дополнительной литературы.

3. Анкетирование.

Конечный продукт проекта : выставка рисунков, презентация, буклет.


История названия

БАБКА, БАБА, БАБУШКА - женщина, старшая в роде, семье; родоначальница.

В польском языке Яга означает «змеиная мать», в чешском «лесная баба», а в тюркских - «старый дед».

Еще слово " Яга " может происходить

от "ягать"- кричать, в смысле «браниться,

ругаться» или из слова «ягая» в значении

"злая" и "больная". .


Внешность Бабы Яги

Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными нечёсаными волосами, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без пояса.

Глаза Яги горят красными огнями.

У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.


Почему Баба Яга - «костяная нога»? Почему ее нос в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»?

Да потому, что Баба Яга - не человек, а мертвец! Одной ногой стоит в мире живых, другой - в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, которые стояли над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги


Способ передвижения

По воздуху Баба Яга летает на метле или в ступе с метлой. Метлой она заметает следы, стирает память.

Ступа у славян –это предмет, который

связан с обрядами похорон.

После принятия христианства, с 12 века, покойников стали хоронить не в деревянных домах на курьих ножках, а в дубовых колодах, которые напоминали ступы. Только в 17 веке по указу Петра I хоронить стали в гробах из досок. Но за шесть веков за Бабой Ягой осталась слава, что передвигается она в гробовой колоде.

И это способствовало превращению образа лесной хозяйки в отрицательную сказочную героиню


Типы Бабы-Яги

Первый тип

«Яга-похитительница». Она похищает детей с целью изжарить и съесть. В конце сказки следует счастливый конец: детям удается спастись. (сказка «Гуси Лебеди») (Приложение 3)


Типы Бабы-Яги

Второй тип, он встречается реже в сказках,-

«Яга-дарительница», которая кормит, поит героя, испытывает его и вручает ему дары (Сказка «Марья Царевна») (Приложение 3)


Типы Бабы-Яги

Третий тип - это «Яга-воительница», которая сражается с героями. Конец этих сказок разный: в одних Баба Яга побеждает, а в других - остается в проигрыше (Баба-Яга и Заморышек) (Приложение 3)


Помощники

Она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников (лебеди). Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.


Герой-невидимка

Яга сначала испытывает героя и помогает лишь тем, кто выдержал испытания. В потусторонний мир (царство Кощея)попадет только достойный.

После испытания в избе Бабы Яги, человек принадлежит одновременно к миру живых и миру мертвых: истопленная баня и вкусный ужин – это способ избавиться от запаха живого человека, чтобы незаметным пройти в царство Кощея и добыть иглу. Смелого путника ждёт много новых опасностей, он должен уметь их избегать.



Чтобы выяснить, какой видят современные дети образ Бабы Яги, среди учащихся школы было проведено анкетирование.

Число опрашиваемых: 20 человек.

Результаты анкетирования представлены на экране.

  • Кто такая Баба-Яга?

Вывод: большинство учеников (10 человек) считают Бабу Ягу злой старухой.


2. Какой представляете себе Бабу Ягу?

Вывод: Баба Яга злая, горбатая, старая, страшная и противная.

3. Где живет Баба-Яга?

Вывод: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках(так считают 17 человек)


4. Чем занимается?

Вывод: основной род занятий героини – воровать и есть детей (15 учащихся класса).

Итак, современные дети считают Бабу Ягу отрицательным персонажем, каким она представлена в большинстве сказок.



Внешне напоминает мертвеца;

По отношению к герою может выступать как похитительница, дарительница, воительница;

Она живет на границе миров живых и мертвых, поэтому можно говорить о ней как о Яге-«пограничнике»;

Её жилище - избушка на курьих ножках- очень напоминает гроб;

Она прядет кудель (пряжу)– это связывает ее с образом мифологической богини Макоши (богиня судьбы);

  • анкетирование учащихся 4 класса показало, что современные дети представляют Бабу Ягу злой и страшной старухой, которая живет в избушке на курьих ножках, плохо одета, от неё дурно пахнет. Она ворует и ест детей.

Заключение

Работа над проектом позволила выявить еще один тип Бабы Яги - «Яги-пограничника» между миром живых (тридесятое королевство) и миром мертвых (царство Кощея) и убедиться в том, что Баба Яга в большей степени совершает добрые дела. Бабу Ягу с уверенностью можно назвать ДОБРОЙ СТАРУШКОЙ.


Интернет – ресурсы:

  • http://allforchildren.ru/why/where18.php - статья «Откуда взялась Баба-Яга? Почему Бабу-Ягу назвали Ягой?»
  • http://www.bibliotekar.ru/dal/index.htm - статья В. Даля «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа»
  • http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod - сайт «Хранители сказок» собрание авторских и народных сказок
  • http://school-sector.relarn.ru/web-dart/02_kolobok/tales.htm#Сказка 2- текст сказки «Баба Яга»
  • https://slovari.yandex.ru/node/1064 - статья «Все о Бабе Яге» из регионального культурно-просветительского журнала «Словесница искусств»
  • http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-37944 /- статья Валентины Пономаревой «Почему Баба Яга каталась в ступе? Поверья наших предков»
  • http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm#М .- статья Ирины Власовой «Русские суеверия»
  • http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.instruments/wedma.metla.htm - статья «Ведьмино помело, метла или веник»
  • http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.history/wedma.propp.htm - статья В. Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки»
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Мокошь - статья из Википедии





1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам. - Д- Должны научиться анализировать сказки - Давать характеристики главным героям произведения - Находить полезную информацию - Учиться делать выводы


1.Изучить данные литературной энциклопедии 2.Прочитать много русских народных сказок 3.Посмотреть художественные и мультфильмы 4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование одноклассников




Происхождение имени «Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила». М. Власова «Новая абевега русских суеверий»


Лесная старуха- волшебница Баба-Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА-ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА - ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) мать змеев, противников богатыря. ведьмаБАБА«избушке на курьих ножках»рукиротзубамипечи детейзмеев богатыря Кроме образов БАБЫ-ЯГИ воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.дарительницыглазазвереймира мертвых перепекания ребенка


Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых) Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба-Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба-Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь.




Баба-Яга ведает судьбой Дарит клубок (путеводную нить) Дает советы, которые помогают достичь цель «Чует сердцем» Испытывает людей Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией Поднимает ветер помелом, свистом Летает на ступе Лежит на печи Связана со смертью и подземным миром Связана с ночью и тьмой Она всегда старая (костяная нога) Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») Живет в избушке без окон и дверей (домовине) Вокруг ее дома ограда из черепов (12 +1) Огонь, данный ею, может убить Похищает детей Яга – язвить, мучить




Сказочный образ Бабы-Яги возник в далекой древности как образ смерти – страшный и пугающий. Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.



Сказка «Волшебная амфора» В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек далеко от дома не отпускали. Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко, знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти. Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и попросил сковать ему топор-саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху хлеба, топор-саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители. Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели, руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет: «Топор-саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к оврагу, набрал глины - и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!»


Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы - прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд. Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет волшебного сосуда настиг их в пути. С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца пробуждает. Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины! ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 6 А




Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., – 245 с Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., – 248 с статьи по изучению нар. сказок /projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги - о происхождении образа - тематические статьи по теме - картинки по теме - о славянских мифах - о суевериях и обрядах 804e825304bhttp:// 804e825304b - -изучение фольклора в школе – на уроках литературы