Портфолио проекта
"Баба Яга добрая или злая?"
Возраст участников проекта
7 лет.
Краткая аннотация проекта
- Цель проекта
Показать неоднозначность характера литературных героев на примере Бабы Яги.
- Что участие в проекте даст его участникам
Входе проекта будут развиваться коммуникативные навыки, воображение.Будут формироваться представления о себе и объектах окружающего мира,будет развиваться речь.
Участие в проекте даст детям более глубокие знания об устном народном творчестве.
- Результаты проекта
Результатами проекта будут являться рисунки и поделки из пластилина,глины, теста.
- Как будут оцениваться и обсуждаться:
ход проекта
Будут оценивать себя с помощью карты настроений,в итоговом оценивании заполняется таблица детьми,родителями,учителем
Детям будет предложена карта продвижения по проекту,которая включает в себя различные виды деятельности. В конце проекта дети получают поощрительные призы.
результаты проекта
Будет предложена диагностическая карта оценки знаний,умений и навыков.Где будет дана оценка в баллах каждому ребенку -высокий,средний,низкий уровень.
Вопросы, направляющие проект
- Основополагающий вопрос
Что такое добро и зло?
- Проблемные вопросы
2.Почему Бабу Ягу считают отрицательным персонажем?
3.Чему может научить нас Баба Яга?
- Учебные вопросы
1.Что такое сказка?
2.Какие виды сказок вы знаете?
3.Какие герои встречаются в сказках?
4.Что мы знаем о Бабе Яге?
5.Как она появилась?6.Каков её облик?
7.Какой характер?
8.Где она живёт?
9.Какой круг её общения?О чём вы бы хотели её спросить?
Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей
основные принципы составления композиции,знать правила пользования красками,пластилином.,знать правила техники безопасности пользования ножницами.
Уметь: анализировать,сравнивать,сопоставлять
ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»
ШКОЛЬНАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Баба Яга: добро или зло?
Лашманов Андрей, 5А класс
Сербина Алёна, 5А класс
Руководитель:
Кудрявцева Галина Михайловна,
учитель русского языка
Рязань
2016
Проект «Баба Яга: добро или зло?»
В нашей жизни не хватает доброты. А ведь делать добро – это большое счастье. К сожалению, мы часто встречаем и зло.
На уроке чтения мы часто приводим примеры о добре и зле, рассказываем о добрых и злых героях. Но однажды нам был задан вопрос: Баба Яга-добрая или злая? Мы решили обратиться к русским народным сказкам. Почему именно к ним? В сказках есть добро, и зло; добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Практически в каждой русской народной сказке присутствует такой персонаж, как Баба Яга.
Мы выбрали тему проекта «Баба Яга:добро или зло?».
Мы допустили: Баба Яга может быть разной.
Цель проекта: Доказать, что образ Бабы Яги может быть не только злой, но и доброй.
Задачи проекта:
1. Познакомиться с русскими народными сказками, в которых встречается Баба Яга.
2. Познакомиться с образом Бабы Яги.
3. Сравнить поступки Бабы Яги в сказках.
Чтобы выполнить эти задачи, мы проделали следующую работу:
1. Посетили городскую библиотеку имени Сергея Есенина.
2. Прочитали сказки, послушали аудиосказки, в которых встречается Баба Яга.
3. Поработали с толковым словарём и интернетом.
4. Подвели итоги.
Кто же такая Баба Яга?
В Толковом словаре Владимира Ивановича Даля мы прочитали: «Яга –ведьма. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, помелом след заметает. Она ездит за человечьим мясом, похищает детей».
Получается, что Баба Яга злая.
Чтобы узнать лучше образ Бабы Яги, познакомились со сказками:
1. Царевна – лягушка.
2. Финист- ясный сокол
3. Баба- яга.
4. Марья Моревна.
Во всех этих сказках Баба Яга выглядит одинаково. Это–старая некрасивая бабка: у неё сгорбленная спина, нос крючком, волосы нечесаные, длинные ногти, костяная нога; она умеет колдовать. Баба Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках, которая умеет поворачиваться к лесу задом, а пришедшему к ней передом. Но мы заметили, что Баба Яга в некоторых сказках приветливо встречает героев, вкусно угощает, парит в баньке, дает им в дорогу волшебных помощников. Сделали вывод: не такая уж Баба Яга и злая.
Мы сравнили поступки Бабы Яги.
В двух сказках она злая. В сказке «Марья Моревна» она хотела убить Ивана-царевича, в сказке «Баба- яга» - хотела съесть девочку.
Но в других сказках мы увидели и добрые поступки Бабы Яги. В сказке «Царевна-лягушка» она дала совет Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного. А в сказке «Финист-ясный сокол» помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола.
Мы сделали вывод:
Заключение: Таким образом, в ходе своего проекта мы нашли ответ на свой вопрос. Нам очень понравилось читать, слушать сказки. Но самое главное, мы поняли, что нужно всегда внимательно читать книги, чтобы сделать какие-нибудь новые открытия.
Злая ведьма
Научные руководители:
ученица 4-Б класса
МОБУ СОШ № 35
Ефименко Оксана Дмитриевна,
Вертиёва Анна
учитель начальных классов,
Вертиёва Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
Актуальность темы исследования
Все в дети любят сказки.
Самый яркий и загадочный персонаж волшебных сказок – Баба Яга.
Для современных детей – это обязательно старая, страшная, противная и злая ведьма, колдунья, злая героиня сказок с большим носом, которая живет в лесу, в избушке на курьих ножках, летает на метле, ворует и ест детей.
В сказках этот образ представлен по-разному.
Так кто же она такая? Злая ведьма или добрая старушка? На этот вопрос мы и постараемся дать ответ.
В литературе образ Бабы Яги представлен в работах
- В. Даля «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа»,
- А. А. Потебни "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий"
- В. Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки».
Владимир Даль в своей работе называл Бабу Ягу могущественной колдуньей. По его мнению, она и есть хозяйка подземного ада.
Владимир Яковлевич Пропп и Александр Афанасьевич Потебня считают, что образ бабы Яги связан с мотивом посещения человеком страны мёртвых.
Цель нашей работы: выявить роль Бабы Яги в сюжетах русских народных сказок. Выяснить: положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.
Задачи исследования
1. Познакомиться с образом Бабы Яги, узнать интересные факты об этой героине.
2.Проследить, как происходит приобщение героя к миру мертвых.
3. Доказать, что образ этого сказочного персонажа можно отнести и к добрым, и к злым силам.
Гипотеза
Баба Яга может быть разной.
Она связана с представлениями древних славян о праматери всего живого, хранительнице душ (светлая сторона образа) и изменениями этого образа в после христианские времена (демонизация образа).
Предмет исследования - Баба Яга
Методы исследования
1. Изучение текстов русских народных сказок.
2. Изучение дополнительной литературы.
3. Анкетирование.
Конечный продукт проекта : выставка рисунков, презентация, буклет.
История названия
БАБКА, БАБА, БАБУШКА - женщина, старшая в роде, семье; родоначальница.
В польском языке Яга означает «змеиная мать», в чешском «лесная баба», а в тюркских - «старый дед».
Еще слово " Яга " может происходить
от "ягать"- кричать, в смысле «браниться,
ругаться» или из слова «ягая» в значении
"злая" и "больная". .
Внешность Бабы Яги
Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными нечёсаными волосами, с синим носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Одета Баба в одну рубаху без пояса.
Глаза Яги горят красными огнями.
У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.
Почему Баба Яга - «костяная нога»? Почему ее нос в потолок врос? Почему избушка «без окон без дверей» стоит на «курьих ножках»?
Да потому, что Баба Яга - не человек, а мертвец! Одной ногой стоит в мире живых, другой - в мире мертвых. Она лежит в гробу, вот почему у нее нос в потолок врос! И эта избушка – без окон, без дверей, как и гроб. В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, которые стояли над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги
Способ передвижения
По воздуху Баба Яга летает на метле или в ступе с метлой. Метлой она заметает следы, стирает память.
Ступа у славян –это предмет, который
связан с обрядами похорон.
После принятия христианства, с 12 века, покойников стали хоронить не в деревянных домах на курьих ножках, а в дубовых колодах, которые напоминали ступы. Только в 17 веке по указу Петра I хоронить стали в гробах из досок. Но за шесть веков за Бабой Ягой осталась слава, что передвигается она в гробовой колоде.
И это способствовало превращению образа лесной хозяйки в отрицательную сказочную героиню
Типы Бабы-Яги
Первый тип –
«Яга-похитительница». Она похищает детей с целью изжарить и съесть. В конце сказки следует счастливый конец: детям удается спастись. (сказка «Гуси Лебеди») (Приложение 3)
Типы Бабы-Яги
Второй тип, он встречается реже в сказках,-
«Яга-дарительница», которая кормит, поит героя, испытывает его и вручает ему дары (Сказка «Марья Царевна») (Приложение 3)
Типы Бабы-Яги
Третий тип - это «Яга-воительница», которая сражается с героями. Конец этих сказок разный: в одних Баба Яга побеждает, а в других - остается в проигрыше (Баба-Яга и Заморышек) (Приложение 3)
Помощники
Она умеет обращаться с дикими животными, даже имеет помощников (лебеди). Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.
Герой-невидимка
Яга сначала испытывает героя и помогает лишь тем, кто выдержал испытания. В потусторонний мир (царство Кощея)попадет только достойный.
После испытания в избе Бабы Яги, человек принадлежит одновременно к миру живых и миру мертвых: истопленная баня и вкусный ужин – это способ избавиться от запаха живого человека, чтобы незаметным пройти в царство Кощея и добыть иглу. Смелого путника ждёт много новых опасностей, он должен уметь их избегать.
Чтобы выяснить, какой видят современные дети образ Бабы Яги, среди учащихся школы было проведено анкетирование.
Число опрашиваемых: 20 человек.
Результаты анкетирования представлены на экране.
- Кто такая Баба-Яга?
Вывод: большинство учеников (10 человек) считают Бабу Ягу злой старухой.
2. Какой представляете себе Бабу Ягу?
Вывод: Баба Яга злая, горбатая, старая, страшная и противная.
3. Где живет Баба-Яга?
Вывод: Баба Яга живет в избушке на курьих ножках(так считают 17 человек)
4. Чем занимается?
Вывод: основной род занятий героини – воровать и есть детей (15 учащихся класса).
Итак, современные дети считают Бабу Ягу отрицательным персонажем, каким она представлена в большинстве сказок.
Внешне напоминает мертвеца;
По отношению к герою может выступать как похитительница, дарительница, воительница;
Она живет на границе миров живых и мертвых, поэтому можно говорить о ней как о Яге-«пограничнике»;
Её жилище - избушка на курьих ножках- очень напоминает гроб;
Она прядет кудель (пряжу)– это связывает ее с образом мифологической богини Макоши (богиня судьбы);
- анкетирование учащихся 4 класса показало, что современные дети представляют Бабу Ягу злой и страшной старухой, которая живет в избушке на курьих ножках, плохо одета, от неё дурно пахнет. Она ворует и ест детей.
Заключение
Работа над проектом позволила выявить еще один тип Бабы Яги - «Яги-пограничника» между миром живых (тридесятое королевство) и миром мертвых (царство Кощея) и убедиться в том, что Баба Яга в большей степени совершает добрые дела. Бабу Ягу с уверенностью можно назвать ДОБРОЙ СТАРУШКОЙ.
Интернет – ресурсы:
- http://allforchildren.ru/why/where18.php - статья «Откуда взялась Баба-Яга? Почему Бабу-Ягу назвали Ягой?»
- http://www.bibliotekar.ru/dal/index.htm - статья В. Даля «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа»
- http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod - сайт «Хранители сказок» собрание авторских и народных сказок
- http://school-sector.relarn.ru/web-dart/02_kolobok/tales.htm#Сказка 2- текст сказки «Баба Яга»
- https://slovari.yandex.ru/node/1064 - статья «Все о Бабе Яге» из регионального культурно-просветительского журнала «Словесница искусств»
- http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-37944 /- статья Валентины Пономаревой «Почему Баба Яга каталась в ступе? Поверья наших предков»
- http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm#М .- статья Ирины Власовой «Русские суеверия»
- http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.instruments/wedma.metla.htm - статья «Ведьмино помело, метла или веник»
- http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.history/wedma.propp.htm - статья В. Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки»
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Мокошь - статья из Википедии
1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам. - Д- Должны научиться анализировать сказки - Давать характеристики главным героям произведения - Находить полезную информацию - Учиться делать выводы
1.Изучить данные литературной энциклопедии 2.Прочитать много русских народных сказок 3.Посмотреть художественные и мультфильмы 4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование одноклассников
Происхождение имени «Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила». М. Власова «Новая абевега русских суеверий»
Лесная старуха- волшебница Баба-Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА-ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА - ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) мать змеев, противников богатыря. ведьмаБАБА«избушке на курьих ножках»рукиротзубамипечи детейзмеев богатыря Кроме образов БАБЫ-ЯГИ воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.дарительницыглазазвереймира мертвых перепекания ребенка
Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых) Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба-Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба-Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь.
Баба-Яга ведает судьбой Дарит клубок (путеводную нить) Дает советы, которые помогают достичь цель «Чует сердцем» Испытывает людей Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией Поднимает ветер помелом, свистом Летает на ступе Лежит на печи Связана со смертью и подземным миром Связана с ночью и тьмой Она всегда старая (костяная нога) Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») Живет в избушке без окон и дверей (домовине) Вокруг ее дома ограда из черепов (12 +1) Огонь, данный ею, может убить Похищает детей Яга – язвить, мучить
Сказочный образ Бабы-Яги возник в далекой древности как образ смерти – страшный и пугающий. Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.
Сказка «Волшебная амфора» В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек далеко от дома не отпускали. Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко, знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти. Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и попросил сковать ему топор-саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху хлеба, топор-саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители. Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели, руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет: «Топор-саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к оврагу, набрал глины - и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!»
Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы - прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд. Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет волшебного сосуда настиг их в пути. С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца пробуждает. Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины! ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 6 А
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., – 245 с Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., – 248 с статьи по изучению нар. сказок /projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги - о происхождении образа - тематические статьи по теме - картинки по теме - о славянских мифах - о суевериях и обрядах 804e825304bhttp:// 804e825304b - -изучение фольклора в школе – на уроках литературы